В ходе рабочего совещания в Комитете Госдумы по экономической политике и инновационному развитию председатель Президиума АКОРТ Илья Ломакин-Румянцев представил позицию Ассоциации в отношении внесения изменений в ФЗ N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Поддерживаем логику и суть поручений Президента РФ, данных по итогам прямой линии 14.05.2016 года. В частности:
- поручение «об установлении предельного совокупного размера вознаграждения, выплачиваемого поставщиком продовольственных товаров, хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети».
Считаем, что сокращение в два раза с текущих 10% до 5% предельного размера законодательно ограниченного вознаграждения, выплачиваемого поставщиком продовольственных товаров торговой сети за объем проданного товара (ретро-бонуса) является компромиссной позицией поставщиков и торговых сетей.
Предложенное группой депутатов и не поддержанное Правительством включение в это вознаграждение оплаты услуг по продвижению, упаковке и логистике, совершенно неприемлемо по сути и противоречит Гражданскому кодексу РФ.
Это прямое ограничение деятельности поставщиков, не имеющих собственной логистики, возможностей по упаковке, продвижению товара и рекламе. В частности, это ущемление мелких и средних производителей, а также производителей, выпускающих новые продукты в рамках импортозамещения, и создание дополнительных преимуществ для крупных продуктовых компаний и импортеров.
Ограничение на оказание ритейлерами услуг по продвижению товаров путем проведения промо-акций, которые совместно финансируются поставщиками и торговыми сетями, противоречит интересам потребителей. Именно промо-акции сегодня являются самым действенным способом сдерживания цен.
Позиция АКОРТ состоит в том, чтобы при компромиссном ограничении размера вознаграждения за объем в 5%, все договоры предоставления услуг определялись поставщиками и ритейлерами в соответствии с потребностями и возможностями компаний, рынков этих услуг и регулировались Гражданским кодексом РФ и Кодексом добросовестных практик.
Эту поправку к Закону предлагаем ввести в действие с учетом сложившихся требований бизнес – планирования, для того, чтобы дать возможность поставщикам и сетям перезаключить договоры поставок без угрозы бесперебойному снабжению магазинов товарами, не нарушая реализуемых инвестиционных планов.
- поручение «о сокращении предельных сроков оплаты продовольственных товаров, поставляемых с условием оплаты через определённое время».
Поддерживаем компромисс по снижению отсрочек платежа до 8 (вместо 10), 25 (вместо 30), и 40 (вместо 45) дней для товаров с разными сроками годности.
- поручение «о распространении антимонопольных правил требований запретов в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров, также на лиц, образующих с ними одну группу лиц».
Поддерживаем, поскольку такой подход обеспечит большую прозрачность как в отношениях ритейлеров с ФАС, так и в целом на потребительском рынке.
Кроме того, считаем необходимым:
- определить категории отечественного производителя продовольственных товаров и товаров отечественного производства для последующего формулирования мер адресной поддержки
- провести классификацию производителей, поставщиков и торговых сетей, разделив их на категории малых, средних и крупных, с тем чтобы стимулировать развитие малых и средних предприятий;
- разработать механизмы взаимодействия поставщиков и торговых сетей по обеспечению ответственности за качество продукции и надежность бизнес-отношений. Эти проблемы приобретают все большую актуальность, а существующие нормы недостаточно детально описывают правила;
- в целях поддержания инвестиционной активности уточнить ограничения на развитие отдельных торговых сетей, предусмотрев согласование возможностей расширения на стадии начала строительства;
- закрепить в законе принципиальную возможность совместного участия поставщиков и торговых сетей в формировании и реализации государственной политики.