Ритейлеры вновь вернулись к вопросу стоимости эквайринга. При поддержке Минпромторга они решили обратиться в ЦБ с просьбой рассмотреть снижение платы за эквайринг, сообщила пресс-служба министерства по итогам совещания с участниками рынка 3 февраля.
Детали. Глава Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков, принимавший участие во встрече, пояснил Frank Media, что вопрос вновь актуален для отрасли на фоне роста издержек на всех этапах производства и реализации продукции при необходимости сдерживать рост цен. «С одной стороны мы наблюдаем устойчивый рост доли безналичных расчетов — она приближается к 70%, с другой — ставки эквайринга достигают 3%, а иногда и выше от суммы транзакции. Наиболее высокие ставки у предприятий МСП. Конечно, это существенные издержки для отрасли», — пояснил Беляков.
АКОРТ видит два пути решения проблемы: первый заключается в более активном внедрении механизмов оплаты в Системе быстрых платежей, которая дешевле для предприятий, принимающих безналичные платежи. «Необходимо сделать удобным и простым способ оплаты с использованием QR-кода. Пока соответствующие приложения значительно менее удобные и требуют большего времени на проведение оплаты, чем традиционный способ оплаты покупки через телефон с помощью «привязанной» карты или самой картой, когда ее надо просто поднести к терминалу», — объяснил он.
Второй вариант — снижение непосредственно ставки эквайринга. «Мы ни в коем случае не хотим, чтобы тот или иной вид деятельности стал убыточным. Поэтому я скептически отношусь к идее нормативного регулирования ставки эквайринга», — отметил Беляков. Решить этот вопрос можно только через диалог с банками и поиск компромисса относительно размера ставки, который бы позволил и банкам развивать свои продукты, и не был столь обременителен для компаний, принимающих безналичные платежи.
По его словам, вопрос о стоимости эквайринга будет вынесен на обсуждение с председателем ЦБ Эльвирой Набиуллиной, поскольку выходит за пределы исключительно компетенций Минпромторга.
Позиция банков. Вице-президент Ассоциации банков России (АБР) Алексей Войлуков считает, что ритейлеры вернулись к вопросу ставок по эквайрингу, так как у них появились новые аргументы: с одной стороны ЦБ во время пандемии регулировал эквайринговые комиссии по отдельным категориям и секторам экономики, с другой — в этот период выросла доля безналичных платежей, а с ней и затраты ритейлеров. «Однако ритейлеры не учитывают, что распространение безналичной оплаты позволяет им увеличивать проходимость касс (с картами оплата производится значительно быстрее, чем при оплате наличными). То есть они также получают возможность экономить на установке кассовых точек», — говорит Войлуков.
Войлуков подчеркивает, что большинство банков, предоставляющих услуги эквайринга, почти не получают от него прибыли, направляя эти деньги на поддержание эквайринговой инфраструктуры и стимулируя граждан к безналичным способам оплаты. «Например, бесплатно выпускают карты, обеспечивают бесплатный доступ к мобильному банку и выпискам в банкомате, проводят платежи по карте также бесплатно. Если взять кредитные карты, то по ним большинство банков дают в среднем 50-60-дневный беспроцентный период, то есть функции банков выходят за пределы только эквайринга — их клиент, не имея средств, может совершить покупки, то есть банки дают ему не только возможность оплатить товар безналичным способом, но и стимулируют совершать покупки в принципе», — перечисляет он.
Войлуков добавил, что не понимает позицию ритейлеров с точки зрения внимания именно к этой части издержек, поскольку эквайринговая комиссия для них по значимости затрат где-то на пятом месте или даже ниже. «При тех скидках, которые они дают по своим программам лояльности (от 3-5% до 50-70%), их предложение выглядит удивительно с математической точки зрения. При этом они не обещают снижения цен в случае снижения комиссии за эквайринг, то есть цель состоит в увеличении собственного дохода», — подчеркнул он.
Контекст. С просьбой снизить эквайринговые комиссии ритейлеры обращались к премьеру Михаилу Мишустину и главе Минпромторга Денису Мантурову весной прошлого года. Тогда речь шла о снижении ставки эквайринга на 25-50% в зависимости от сегмента. В результате власти предложили бизнесу в качестве альтернативы пользоваться функционалом СБП по оплате с помощью QR-кода — в этом случае комиссии для него ниже. К 1 октября 2021 года все системно значимые банки должны будут обеспечить возможность оплаты по QR-кодам, а еще через полгода — все банки с универсальной лицензией, сообщал ЦБ в сентябре 2020 года.
В разгар пандемии ЦБ воспользовался своим правом ограничить эквайринговые комиссии. Регулятор сделал поблажку для онлайн-магазинов, установив с 15 апреля по 30 сентября 2020 года предельный уровень комиссии в 1% при покупке товаров из ряда категорий (продукты, лекарства, электроника и другие). По логике регулятора, в период изоляции это должно было повысить доступность дистанционной торговли. Мера привела к тому, что многие банки начали отменять или сокращать действие программ лояльности, но осенью, с отменой ограничения, банки вновь стали улучшать бонусные программы.
Инфляция осенью прошлого года ускорилась, на это обращал внимание Банк России. В декабре Росстат сообщил, что инфляция в стране по итогам 2020 года составит 4,9%. 2 февраля заместитель министра экономического развития Полина Крючкова уточнила, что ее пик в годовом выражении еще не пройден. Министр экономического развития Максим Решетников в ходе встречи с президентом 4 февраля заявил о том, что рост цен на продукты питания — главная зона риска для макроэкономической стабильности и доходов россиян.