18 марта 2020
Новости ассоциации

Что говорят об идеях Минприроды участники рынка и коллеги

Председатель техкомитета «Упаковка» Росстандарта Петр Бобровский отмечает, что если переложить ответственность на производителя упаковки, то возникнет масса коллизий. «Преформа», из которой делаются пластиковые бутылки, не упаковка. Когда производитель воды делает из нее бутылку, она ею становится — но производитель воды юридически не становится производителем упаковки. Если переложить ответственность по утилизации с производителей товаров на производителей упаковки, значительная часть рынка выпадет из-под регулирования. Большая часть производителей упаковки — малый и средний бизнес, который не сможет нести эту ответственность. В итоге производители упаковки из РФ будут вытеснены производителями из стран ЕАЭС (у нас единое таможенное пространство), которые не будут уплачивать экосбор»,— поясняет он.

В ЕС, где система сбора и переработки отходов действует уже более 30 лет, средний объем переработки картонной упаковки для напитков, к которой и относится упаковка Tetra Pak, составляет порядка 50%, рассказывает Екатерина Волкова, директор по коммуникациям Tetra Pak в России, Украине, Беларуси, Центральной Азии и странах Кавказа. «К 2030 году наша цель по переработке комбинированной картонной упаковки в ЕС — 70%. Для того чтобы достичь того же объема переработки в РФ, необходимо постепенно повышать нормативы и развивать раздельный сбор отходов»,— отмечает она.

«100% норматив — история исключительно про сбор денег, а не про утилизацию и экологию, говорит директор ассоциации "Экошинсоюз" Сергей Подойников.— Собрать столько выпущенных шин сейчас невозможно. Например, в 2020 году шинникам нужно утилизировать 30% выпущенного товара. К большим нормативам рынок сейчас не готов — и не будет способен обеспечить 100% показатель даже через 20 лет, потому что это невозможно в принципе, из-за естественных потерь при сборе любого вида отходов, в том числе шин. Даже в странах, где эту систему отстраивали более 15 лет, доля утилизации доходит до 80–90%». По его словам, в случае введения полной утилизации шин для дистрибуторов цены вырастут на 4–7%.

Идея централизации также не нравится участникам рынка. Сейчас конкуренция заставляет участников следить за качеством переработки, поясняет источник “Ъ” из числа федеральных ритейлеров. Например, завод «Экополис» в Москве все перерабатывает, контролирует выбросы, в воздух, в том числе и в воду — это приличный завод. А есть такие, которые не утилизируют фреон от старых холодильников, а сливают — такие нам не подходят, поясняет он. «Любое монопольное решение влечет за собой взяточничество и все, что за ним есть. Если появится единый оператор, в законопроекте его указывают как РЭО — как он будет отбирать заводы, кто будет нести ответственность, в случае если будут происходить нарушения — не ясно. Вопрос всей этой дискуссии про утилизацию не в том, вырастут ли цены, а в том, чего хочет государство — денег или реальной пользы для экологии»,— предостерегает источник.

По данным “Ъ”, сейчас Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) готовит подробные предложения к концепции РОП и направит их в Минприроды. «Важным для ритейлеров и для производителей является наличие альтернативы выплатам экологического сбора»,— говорят там. «Нерабочим» в ассоциации считают и установление 100% норматива по переработке: обеспечить его невозможно, исходя из имеющейся инфраструктуры по сбору и переработке ТБО и технологий переработки, а «живые» проекты со значительными инвестиционными вложениями могут быть закрыты.

ЧЛЕНЫ АКОРТ

 
© АКОРТ (2001-2024)
Любые материалы, опубликованные на портале acort.ru, не могут быть воспроизведены или распространены полностью или в какой-либо части без прямой гиперссылки на acort.ru.