«Лента Лтд», одна из крупнейших розничных сетей в России, объявляет консолидированные финансовые результаты по МСФО за полугодие, завершившееся 30 июня 2016 года.
Основные финансовые показатели за первое полугодие 2016 года:
- Выручка выросла на 21,9% до 140,1 млрд рублей (1П 2016: 114,9 млрд рублей);
- Скорректированная EBITDA составила 13,7 млрд рублей, что на 16,4% выше показателя за первое полугодие 2015 года (1П 2015: 11,7 млрд рублей), рентабельность – 9,8% (1П 2015: 10,2%);
- Валовая маржа увеличилась до 21,9% (+0,2 п.п. против 1П 2015) за счет более выгодных условий от поставщиков, улучшений в логистике и роста эффективности собственного производства, эффект от которых превысил отрицательное влияние на маржу инвестиций в цены;
- Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились до 15,5% от выручки (+0,9 п.п. в сравнении с 1П 2015 г.), несмотря на рост эффективности в сопоставимых магазинах, за счет увеличения доли новых магазинов, находящихся в стадии активного роста, дополнительных маркетинговых расходов и затрат на коммунальные услуги;
- Капитальные вложения составили 16,1 млрд рублей, что на 37,0% больше год-к-году (1П 2015: 11,8 млрд рублей) за счет более интенсивных инвестиций в приобретение земельных участков и строительство гипермаркетов;
- Чистые денежные средства от операционной деятельности до выплаты процентов и налога на прибыль составили 7,2 млрд рублей по сравнению с 5,1 млрд рублей в первом полугодии 2015 года (+39,3%), что в основном обусловлено ростом показателя EBITDA;
- Чистые процентные расходы сократились на 12,7% до 4,5 млрд рублей (1П 2015: 5,1 млрд рублей) вследствие снижения ставок;
- Чистая прибыль выросла на 45,9% и составила 4,3 млрд рублей (1П 2015: 3,0 млрд рублей), рентабельность - 3,1%;
- Чистый долг на 30 июня 2015 года составил 67,1 млрд рублей, а показатель «Чистый долг/Скорректированная EBITDA – 2.2x.
Основные операционные показатели за первое полугодие 2016 года:
- В первом полугодии 2016 года открыто восемь гипермаркетов и 10 супермаркетов;
- Общее количество магазинов на 30 июня 2016 года составило 189, в том числе 147 гипермаркетов и 42 супермаркета;
- Общая торговая площадь «Ленты» на 30 июня 2016 года достигла 992 865 кв.м (+22,8% в сравнении с показателем на 30 июня 2015 года);
- Сопоставимые (LFL) продажи выросли на 5,2% по сравнению с показателем за первое полугодие 2015 года;
- Средний LFL чек увеличился на 3,0%;
- LFL трафик в первом полугодии 2016 года вырос на 2,1%;
- Число активных держателей карт лояльности «Лента» достигло 9,3 млн человек (+23% год-к-году), около 93% совокупных продаж во втором квартале 2016 года осуществлено с использованием карт лояльности.
Ключевые события после отчетного периода:
- Сбербанк одобрил «Ленте» кредитный лимит в размере 53 млрд рублей с возможностью привлечения до 25 млрд рублей новых долгосрочных кредитов сроком до 5 лет;
- «Лента» зарегистрировала Программу биржевых облигаций общей номинальной стоимостью до 100 млрд рублей;
- Fitch Ratings повысило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») Компании в иностранной и национальной валюте с уровня « BB-» до уровня «BB» и национальный долгосрочный рейтинг с уровня «A+(rus)» до уровня «AA-(rus)». Прогноз по рейтингам «стабильный»;
- В августе 2016 года введен в эксплуатацию новый распределительный центр в Москве, ориентированный на обслуживание супермаркетов.
Генеральный директор «Ленты» Ян Дюннинг прокомментировал:
«Мы продолжаем показывать отличные финансовые результаты, несмотря на снижение потребительского спроса и непростую ситуацию в макроэкономике.
Результаты «Ленты» демонстрирует рост эффективности во всех аспектах бизнеса. Развитие логистики сети привело к дополнительным улучшениям в сети поставок, что в сочетании с более выгодными условиями от поставщиков и ростом эффективности собственного производства в магазинах привело к росту валовой маржи даже не смотря на более интенсивные инвестиции в цены, призванные поддержать покупателей. Мы доказали, что операционные улучшения, сделанные в прошлом году, имеют долговременный эффект. В первом полугодии текущего года мы продолжили работать над оптимизацией бизнес-процессов, в первую очередь, в сопоставимых магазинах, чтобы подстегнуть рост их эффективности. К сожалению, эффекта от предпринятых в сопоставимых магазинах мер не хватило, чтобы компенсировать рост инвестиций в маркетинговые активности, направленные на привлечение трафика, и повышение стоимости коммунальных услуг, обусловленные увеличением числа новых магазинов. В результате мы показали небольшое снижение рентабельности по EBITDA.
Мы продолжаем укреплять финансовое положение и улучшать профиль долга. Снижение рыночных ставок и оптимизация крупных долгосрочных обязательств позволили существенно снизить процентные расходы, что внесло заметный вклад в рост чистой прибыли на 46%.
Мы подтверждаем планы по открытию не менее 40 гипермаркетов в 2016 году, а также намерены существенно нарастить темпы развития сети супермаркетов. Мы практически закончили формировать портфель новых гипермаркетов на следующий год и сконцентрируемся на поиске наиболее интересных возможностей развития с привлекательными сроками окупаемости».
Развитие сети магазинов и системы логистики
В первом полугодии 2016 года «Лента» открыла восемь гипермаркетов и 10 супермаркетов, увеличив количество гипермаркетов до 147, а супермаркетов – до 42. В отчетном периоде Компания вышла в три новых города и концу года была представлена в 72 российских городах. Общая торговая площадь «Ленты» на 30 июня 2016 г. составила 992 865 кв. м, что на 22,8% больше, чем на 30 июня 2015 г.
С начала 2016 года Компания открыла восемь гипермаркетов: три собственных магазина формата «стандарт» в Грозном, Санкт-Петербурге и Ставрополе, один собственный «компакт» в Орске, два арендованных магазина формата «компакт» в Москве и Самаре, а также два арендованных «суперкомпакта» в Уфе и Барнауле.
«Лента» продолжает инвестировать в развитие логистики. В августе 2016 года в Москве Компания запустила в работу распределительный центр, ориентированный на обслуживание супермаркетов. Средний уровень централизации в первом полугодии 2016 года вырос до 49,4% по сравнению с 42,9% в аналогичном периоде 2015 года.
Операционные результаты
Совокупный объем продаж «Ленты» в первом полугодии 2016 года увеличился на 21,9% по сравнению с первым полугодием 2015 года. Положительная динамика была обусловлена ростом продаж в магазинах, открытых в 2016 году, в магазинах, открытых в 2015 году, но еще не успевших войти в панель LFL, а также увеличением сопоставимых продаж на 5,2%. Рост продаж в новых магазинах был обусловлен увеличением темпов открытия магазинов в 2015-2016 гг., в результате чего торговые площади Компании на 30 июня 2016 года выросли на 22,8% по сравнению с аналогичным показателем на 30 июня 2015 года.
Ситуация в макроэкономике и потребительском секторе оставалась сложной и продолжала оказывать давление на доходы покупателей. Зафиксированный во втором квартале 2016 года рост заработных плат еще не привел к росту розничных продаж, в том числе, ввиду сохраняющейся сберегательной модели поведения у потребителей. Снижение продовольственной инфляции привело к некоторой стабилизации в потребительском поведении, однако дальнейшее его улучшение будет во многом зависеть от роста уверенности и доходов населения.
рост год-к-году |
1кв.2016 |
2кв. 2016 |
1П 2016 |
Продажи |
22,1% |
21,8% |
21,9% |
LFL продажи |
5,6% |
4,9% |
5,2% |
LFL трафик |
3,0% |
1,4% |
2,1% |
LFL чек |
2,5% |
3,4% |
3,0% |
Финансовые результаты
В первом полугодии 2016 года «Лента» продемонстрировала отличные результаты. Валовая маржа увеличилась до 21,9% за счет более выгодных условий от поставщиков, эффективного управления затратами и развития системы логистики, при этом ее динамика была несколько сдержана инвестициями в цены, призванными компенсировать рост инфляции для покупателей «Ленты». Компания продолжила повышать эффективность сопоставимых магазинов, однако достигнутый результат не смог компенсировать эффект от инвестиций в развитие сети и возросших затрат на коммунальные услуги, что в итоге привело к росту коммерческих, общехозяйственных и административных расходов в % от выручки в первом полугодии 2016 года.
В результате рентабельность по скорректированной EBITDA в отчетном периоде незначительно снизилась - до 9,8%. Чистая прибыль выросла на 45,9%, главным образом, за счет снижения процентных расходов, а рентабельность по чистой прибыли составила 3,1%.
Ключевые показатели отчета о прибылях и убытках
млн рублей |
1П 2015 |
1П 2016 |
% изм, 1П 2016 – 1П 2015 |
Выручка |
114 897 |
140 087 |
21,9% |
Валовая прибыль |
24 877 |
30 656 |
23,2% |
Валовая маржа |
21,7% |
21,9% |
0,2 п.п. |
Коммерческие, общехозяйственные и админ. расходы, в % от
выручки |
14,6% |
15,5% |
0,9 п.п. |
Скорректированные коммерческие, общехозяйственные и админ. расходы, в % от выручки |
11,1% |
11,7% |
0,6 п.п. |
Скорректированная EBITDAR |
13 030 |
15 372 |
18,0% |
Рентабельность по
скорректированной EBITDAR |
11,3% |
11,0% |
-0,3 п.п. |
Расходы по аренду, в % от выручки |
1,1% |
1,2% |
0,1 п.п. |
Скорректированная EBITDA |
11 747 |
13 676 |
16,4% |
Рентабельность по
скорректированной EBITDA |
10,2% |
9,8% |
-0,5 п.п. |
Операционная прибыль |
9 015 |
10 076 |
11,8% |
Прибыль до налогообложения |
3 789 |
5 650 |
49,1% |
Чистая прибыль |
2 966 |
4 326 |
45,9% |
Рентабельность по чистой прибыли |
2,6% |
3,1% |
0,5 п.п. |