«Обсуждается идея компенсации НДС с той продовольственной продукции, которая передается на благотворительность», – рассказала газете ВЗГЛЯД представитель Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН Катерина Антоневич. В понедельник она участвовала в акции «Добрый ужин» в Москве, в ходе которой обсуждались механизмы отмены уплаты налога на товары, которые передаются нуждающимся людям. Такой вид благотворительности известен как «фудшеринг» – спасение от утилизации продуктов питания, которые ритейл не успел распродать до окончания официального срока годности, при том, что эти продукты остаются пригодными для употребления.
«Если продукция отдается на благотворительность, то на сегодня тот, кто ее передает, сейчас должен платить НДС. Помимо того, что продукция не приносит бизнесмену никакого дохода, за нее еще просят расплатиться. Это не совсем корректная международная практика», – сетует Антоневич. По ее словам, обычно продукты распределяются среди нуждающихся, – например, среди бездомных, – с помощью благотворительных организаций, которые несут ответственность за это, чтобы товары дошли до адресата. «Это не просто вымышленные фонды – это юридические лица, которые постоянно проверяют. Поэтому не стоит опасаться, что эти товары будут перепродаваться», – сказала сотрудница ООН.
Однако пока российский Минфин видит убытки для государства в выпадающем налоге. «Как представитель международной организации, я могу подтвердить, что во многих странах существует льготы, налоговые вычеты и послабления для организаций, которые отдают еду на благотворительность», – пояснила Антоневич.
В акции «Добрый ужин» также принял участие председатель совета Ассоциации волонтерских центров Артем Метелев. Он призвал изменить налоговое законодательство, – с тем, чтобы государство компенсировало компаниям НДС, если те жертвуют продукты на благотворительность. Поддержать эту инициативу можно на сайте проекта проекта «Одобрено», в рамках которого Метелев продвигает свою инициативу. «Промышленный фудшеринг – это способ сохранить еду и инструмент борьбы с бедностью. Так делают во Франции, Италии, Германии, Португалии, США и других странах, бесплатно передавая еду в «продуктовые банки» для нуждающихся», – пояснил он.
По словам Метелева, в России для фудшеринга нет правовых условий и инфраструктуры, и в итоге бизнесу выгоднее уничтожить еду. «Мы предлагаем внести изменения в 170 и 171 статьи Налогового кодекса, чтобы стимулировать бизнес передавать еду на благотворительность, компенсируя НДС», – указал волонтер.
В конце 2019 года было опубликовано исследование экспертов Российской ассоциации электронных коммуникаций, согласно которому, в нашей стране каждый год выбрасывают 17 млн тонн еды. Как утверждали авторы исследования, стоимость выбрасываемой еды превышает 1,6 трлн рублей. Оказавшихся на помойке продуктов хватило бы, чтобы прокормить 30 млн человек в течение года. Вдобавок ко всему, 94% невостребованных продуктов попадает на свалки, загрязняя почву и воду, выделяя токсины и парниковый газ.
По словам Антоневич, проблема масштабнее, чем кажется многим рядовым гражданам, поскольку около 30% всего продовольствия, которое производится в мире, не доходит до потребителя. «Это глобальная комплексная проблема. С ней сталкиваются все страны мира. Более того, 8% всех парниковых газов генерируются продовольственными потерями. Нужны экономически выгодные механизмы, которые бы позволяли крупным компаниям отдавать еду тем, кто в ней нуждается. Это соответствует и социальным обязательствам, и экологической повестке», – детализировала Антоневич.