Национальная система прослеживаемости импортных товаров, работающая пока в экспериментальном режиме, должна была заработать в полную силу с 1 июля. Однако, как следует из письма ФНС, ее запуск пока отложен.
Напомним, речь идет о введении для импортеров и продавцов ряда товаров (в частности, мониторов, холодильников, стиральных машин, детских кресел и колясок, бульдозеров, автопогрузчиков) обязанности предоставлять в налоговую службу дополнительные документы. Оборот должен контролироваться с помощью присвоения партиям товаров регистрационных номеров при поступлении их на территорию России, затем информация о них отражается уже в счетах-фактурах и в отчетности бизнеса.
В отличие от маркировки, эта система не предусматривает нанесение «меток» на товар, а лишь обеспечивает документальный контроль за движением партий.
Предполагается, что система прослеживаемости должна обеспечить контроль за движением товаров от границы до розницы и упростить для властей борьбу с серым импортом и контрафактом.
Однако, как поясняет ФНС в своем письме, запуск системы непосредственно связан с принятием постановлений правительства — с положением о национальной системе прослеживаемости товаров и перечнем товаров, подлежащих таким процедурам. Эти документы, отмечает служба, пока не утверждены — соответственно, до их вступления в силу у бизнеса пока не возникает обязанности по предоставлению в ФНС дополнительной отчетности.
Как заявили “Ъ” в ФНС, в рамках апробации системы с 1 июля 2019 года проводился эксперимент, в котором на добровольной основе приняли участие все желающие организации, в числе которых были крупнейшие импортеры и ритейлеры, входящие в ассоциации АКОРТ, РАТЭК И АЕБ. «Проекты постановлений правительства детально прорабатывались со всеми заинтересованными сторонами,— отмечают в службе.— В настоящее время, по информации, имеющейся в ФНС, проекты постановлений согласованы профильными департаментами правительства и будут утверждены в ближайшее время».