Он считает, что отношение к ритейлу как к спекулянту, который ничего не производит, необоснованным, так как, по словам руководителя, отрасль сама терпит огромные убытки в связи с пандемией и государственным регулированием цен на тоже подсолнечное масло и сахар.
- Чтобы сдержать розничные цены мы обнулили торговые наценки, а это уплата налоговых и неналоговых платежей, фонд оплаты труда, коммунальные услуги, логистика и утилизация нереализованной продукции, - подчеркнул эксперт. - Это те затраты, которые мы финансировали за счет собственной прибыли с учетом снижения доходов населения.
По его оценке, на протяжении практически года ритейл ежемесячно теряет 1 млрд рублей, и это цена социальной меры ответственности. Более того, убытки несут и поставщики продовольственных товаров, у которых также растут издержки.
- По всем группам дорожающих товаров есть прямая корреляция между спросом и предложением, - пояснил руководитель. - Как только увеличивается предложение на рынке, сразу снижаются темпы роста цен. Они все равно растут, потому что издержки растут, но темпы роста сильно снижаются. Есть прямая зависимость, какие цены у поставщика и цены в рознице.
Спикер обратил внимание парламентариев на увеличивающуюся стоимость бензина и дизельного топлива, на которую ограничений нет. А это в свою очередь влияет на удорожание себестоимости товаров, что также следует учитывать.
В качестве примера эксперт привел ситуацию в мясоперерабатывающей отрасли, где переработчики говорят, что не будут производить продукцию высшего и премиум сегмента, а станут насыщать рынок только линейкой продуктов эконом-класса.
- Их позиция - с нулевой наценкой мы можем продавать эконом продукты, когда есть доходы от продажи высокомаржинальных продуктов, - сообщил руководитель - Производитель в такой ситуации недолго продержится. И тому уже есть подтверждение – доля малого и среднего бизнеса в 2020 году сократилась.
Также Беляков обратил внимание участников слушаний на то, что то АКОРТ представляет крупные федеральные сети, доля которых в общей российской структуре ритейла составляет всего 25%. А за Уралом их практически нет, только малая розница, которой в сложившихся условиях сложнее выживать, от чего в первую очередь страдают покупатели и поставщики.
Отметим, что в ходе слушаний представители сельхозпроизводителей высказали мнение о необходимости ограничения сетевой наценки. Так директор Совхоза им. Ленина Павел Грудинин напомнил, что в стране действительно серьезная наценка на сельхозпродукцию.
"20% ВВП приходится на торговлю, мы страна торгашей? Наценку торговую нужно регулировать. Мы же не дураки, видим, когда продаем в сети картофель по 11 рублей, а на прилавке он лежит по 32 рубля. На основные товары потребительского спроса регулирование быть должно. Правительство должно нас услышать. Результат работы Правительства - цены на полке. А они растут", - подытожил Павел Грудинин.