С 2019 года розничная сеть «Магнит» вместе с партнерами устанавливает в своих магазинах фандоматы — специальные устройства по сбору пластиковой и алюминиевой тары от покупателей для последующей переработки. Компания занялась созданием крупнейшей сети фандоматов в России, чтобы поменять отношение покупателей к пластиковым отходам и сформировать культуру ответственного потребления в целом.
Задача
Проект направлен на формирование экологической культуры у покупателей. Фандоматы установлены в популярных магазинах сети «Магнит» с высоким трафиком, чтобы, используя географию сети компании, дать жителям России больше возможностей для ответственного потребления и рассказать, что помочь в решении проблемы пластика может каждый.
Предпосылки и мотивация
Каждый человек ежедневно использует десятки продуктов в пластиковой упаковке, но только менее 10% от этой тары сдается на переработку, остальное — выбрасывается или сжигается. Установка фандоматов — часть большой работы «Магнита» по сохранению окружающей среды, которая озвучена в Стратегии устойчивого развития компании до 2025 года. Согласно исследованию компании, многие россияне готовы сдавать пластиковую тару на переработку, но их останавливает отсутствие необходимой для этого инфраструктуры. Установка фандоматов — один из правильных шагов в решении этой задачи.
Реализация
«Магнит» задал тенденцию бережливого отношения к природе, начав устанавливать фандоматы в разных городах России — Москве, Красногорске, Краснодаре, Туле, Казани и Адлере. Сбор пластика тестируется вместе с партнерами из Unilever, Tatspirtprom и Vakinoagro. В этом году к проекту присоединилась компания Procter & Gamble.
Как это работает
Каждый аппарат рассчитан в среднем на 400-600 единиц тары — это около 10-15 кг пластиковых бутылок объемом 0,5 л. Разные устройства принимают алюминиевые банки и ПЭТ-бутылки объемом от 0,25 до 2 л. Крышки и этикетки перед отправкой снимать не нужно, сминать упаковку тоже. Когда покупатель кладет банку или бутылку в окно приема, сканер считывает штрих-код и распознает состав тары. Это исключает возможность того, что разные виды упаковки будут храниться вместе. После того, как автомат принимает бутылку, покупателю предлагается распечатать купон на скидку в магазине. Когда фандомат наполняется — тару увозят на завод по переработке.
Сложности
При установке фандомата в магазине необходимо соблюдать ряд требований. В частности, он должен находиться в зоне видеонаблюдения и располагаться вне торгового зала — за кассовой зоной. При достаточно больших размерах устройства, сегодня под эти требования попадают 2,5% магазинов компании по стране.
Инвестиции
В зависимости от модели фандомата его стоимость начинается от 450 тыс. руб., взять в аренду — 30 тыс. руб. Для «Магнита» — это социальные инвестиции и ответственность как крупнейшего ритейлера в стране, ведь именно сбор и сортировка — самое слабое звено в цепочке ресайклинга тары и упаковки.
Мотивация
Лучшая мотивация для участия в подобных проектах для покупателей — желание внести свой вклад в экологию. Эта тема сейчас у всех на слуху, многие дома уже собирают отходы раздельно. Для таких людей фандомат в магазине — удобный способ отправить ее на переработку возле дома во время ежедневных покупок. Покупатели, участвующие в проектах, получают скидку до 10% на продукцию партнеров проекта. Для тех, кто еще не пробовал себя в экоинициативах, небольшое поощрение может стать побуждающим фактором.
Результаты
Текущая аналитика показывает, что устройства интересны жителям. В среднем в месяц собирается около 3,6 тыс. бутылок и банок с 11 устройств, всего за год было собрано около 50 тыс. бутылок. При этом было замечено, что система мотивации в виде скидок на продукцию не является ведущей для потребителя — конверсия купонов составляет всего 4%, а, значит, покупатели сдают пустые бутылки, реализуя свою потребность в минимизации ущерба природе.
Планы на будущее
В 2020-21 годах «Магнит» совместно с Procter & Gamble планирует установить еще 80 устройств, в результате чего будет создана крупнейшая сеть фандоматов в российском ретейле. В рамках проекта будет реализована масштабная маркетинговая кампания, лицом которой стал известный российский певец и киноактер Дима Билан. При непосредственном участии Instagram-подписчиков артист создаст первый в России музыкальный эко-манифест.