26 июня вступил в силу закон о виноградарстве и виноделии. Он прописывает требования к маркировке, производству и продаже вина, меры господдержки. Теперь «вином России» можно называть только вино, произведенное на 100% из отечественного винограда. Российское вино из иностранного виноматериала может называться лишь «виноградосодержащим напитком», на бутылках и на полках должна быть надпись «Не является вином».
Новые правила могут привести к сбоям производства и поставок вина и росту цен, предупреждает РАЭРР в письме 17 июня первому вице-премьеру Андрею Белоусову.
Компаниям придется по-другому называть продукцию, кто-то может вовсе отказаться от «виноградосодержащих напитков», говорит председатель правления РАЭРР Андрей Карпов. Радикальные изменения выкладки в рознице дезориентируют покупателей, они могут засомневаться в качестве даже хороших вин и переключиться на другие напитки, в первую очередь на крепкий алкоголь, продолжает Карпов.
Новые правила приведут к снижению продаж вина, подтверждает представитель АКОРТ: добросовестные торговые сети не смогут закупать маркированные не по закону вина, а у поставщиков не получится маркировать товар должным образом из-за неясных положений закона. Он считает, что продажи отечественного вина могут сократиться на 10-15%.
Площади виноградников в России в 2019 году — 95 900 га, согласно Росстату. Для обеспечения отрасли собственным сырьем нужно 200 000-250 000 га, объясняет президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович. На то, чтобы этого добиться, может уйти более 10 лет в зависимости от темпов закладки новых виноградников.
Производители и поставщики вина поддерживают идею закона, уверяет руководитель подкомиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по вопросам регулирования алкорынка Александр Романов.
— Выкладка виноградосодержащих напитков отдельно от вина приведет к значительным издержкам для ритейлеров, а для небольших магазинов эти требования невыполнимы, — комментирует возникающие сложности Романов.