Торговым центрам и ресторанам Петербурга не повезло. Они закрыты на карантин почти 100 дней. Если сравнивать с регионами сопоставимого размера и значения, это на месяц больше, чем в той же Москве, и на неделю больше, чем в Подмосковье.
Почему в Петербурге не открывают для посещения моллы и рестораны? Официальное объяснение сводится к тому, что с начала июня, по мере отмены карантинных ограничений, в городе начался ежедневный рост регистрируемых пациентов с ковидом. Если в мае заболевало 300-400 человек в сутки, а к середине июня — 220-230 человек, то в конце месяца статистика снова поползла вверх — 250-260 человек в день. «Послабления введены, жители почувствовали тепло, сняли маски», — пояснила причину происходящего руководитель петербургского управления Роспотребнадзора Наталия Башкетова (цитата по Интерфаксу).
Вице-губернатор Петербурга Евгений Елин в ответ на вопрос MarketMedia о сроках снятия запрета на полноценную работу торговли в городе заявил, что открыть все, что закрыто из-за коронавируса, и вернуть жизнь в мегаполисе в привычное русло, — в интересах властей. «И мы пойдем на это, когда будет безопасно», — обещает вице-губернатор. Но каждое открытие ТЦ, по его словам, требует анализа последствий такого решения. «На сегодняшний день коэффициент распространения ковида в городе такой, что не может идти и речи об открытии торговых центров. Ведь каждый такой объект — это большая площадь постоянной концентрации людей, где выявить и локализовать источник заболевания невозможно», — уверен вице-губернатор.
Он напомнил, что решение о послаблении карантинных мер в городе принимается исходя из трех показателей: это коэффициент распространения инфекции, наличие свободного коечного фонда в больницах региона и охват населения тестированием на вирус. По данным на 5 июля, в Петербурге зафиксировано 25536 случаев заражения, из них за последние сутки — 275. Коэффициент распространения коронавируса составляет 1,12. Этот показатель показывает, сколько человек в среднем успевает заразить один инфицированный до его изоляции. Между тем ранее сообщалось, что ТЦ смогут работать, когда количество свободных коек в больницах будет на уровне 50%, а коэффициент распространения заболевания будет меньше 0,5.
Тем не менее с 8 июня городе разрешена работа магазинов с площадью торгового зала не более 400 м
2 и с отдельным уличным входом. С 29 июня открыли летние кафе, а с 12 июля планируют разрешить работу ресторанов не только на уличных верандах, но и в помещениях (если рост заболеваемости этому не помешает).
Не держите работников ТЦ впроголодь!
Вопрос о сроках открытия ТЦ волнует и бизнес, и горожан. Под постом губернатора Александра Беглова «ВКонтакте», посвященном снятию очередных карантинных мер с 6 июля, это самый часто задаваемый вопрос. А содержание комментариев следующее: «Откройте ТРЦ. Сколько можно над людьми издеваться, 4-й месяц держите работников ТЦ впроголодь!» «Откройте ТЦ хотя бы небольшие. Просто уже невозможно — за аренду платим и зарплаты работникам, а работать не можем. Это несправедливо!» — и далее в том же духе.
Участники рынка говорят, что не видят логики в политике городских властей. «Мысль о том, что ТЦ могут представлять повышенную опасность не подтверждается практикой той же Москвы. В ТЦ создается идеальная санитарная обстановка на пути к магазинам, чего нет ни в уже работающем стрите, ни тем более в общественном транспорте. Кроме того, ТЦ дают возможность людям в одном месте купить все необходимое и не тратить время и силы на поездки по всему городу, тем самым значительно снижая вероятность инфицирования», — говорят в Российском совете торговых центров (РСТЦ).
По данным РСТЦ, торговые центры потеряли около 80-90% своих доходов, что поставило их в очень тяжелое финансовое положение, и они продолжают нести финансовые убытки, не имея статуса «пострадавшей от эпидемии отрасли», а значит, не рассчитывая на поддержку государства. «Тем не менее, по нашей информации, моллы Петербурга уже давно подготовились к открытию, закупив все необходимое оборудование и средства индивидуальной защиты», — говорят в РСТЦ.
Елена Бодрова, исполнительный директор Гильдии управляющих и девелоперов, называет жесткую позицию Смольного в отношении ТЦ удивительной. «У торговых центров большие площади, и их управляющие компании в состоянии отслеживать безопасность не хуже маленьких магазинов. Опять же, чем большие ТЦ отличаются от крупных строительных гипермаркетов, которые вовсю работают?» — удивляется она. По ее словам, неопределенность ситуации и страх местных властей брать на себя ответственность за открытие ТЦ может привести к череде банкротств в этой отрасли. «У всех девелоперов кредиты, которые они не могут обслуживать. Если ТЦ деградируют и станут собственностью банков, кому от этого будет хорошо?» — спрашивает Елена Бодрова. Чтобы этого избежать, по ее словам, региональным властям нужно как можно скорее разрешить ТЦ работать или принять точечные меры налоговой поддержки таких объектов, например освободить их от налога на имущество. Федеральный закон, к слову, это позволяет.
Солидарен с коллегами и председатель комитета по ретейлу петербургского регионального отделения «Деловой России» Дмитрий Чтецов. По его словам, в текущих условиях ограничения работы торговых центров кажутся избыточными. «Торговые центры не несут какой-то дополнительной опасности для населения по сравнению, например, с продуктовыми гипермаркетами, которые не закрывали даже на время жестких ограничений. А постепенное открытие непродовольственного ретейла, которое сейчас происходит в городе, создает избыточный и концентрированный спрос, вынуждая жителей стоять в больших очередях, нарушая рекомендации по соблюдению социальной дистанции. Между тем одновременное открытие всех ТЦ в городе равномерно распределит спрос со стороны населения, и никаких очередей не будет», — говорит он.
Не бред ли это?
Девелоперы торговых центров в личных беседах комментируют ситуацию очень эмоционально. Но публично выражать свою позицию, а тем более выступать с критикой Смольного, не решаются. «Знаете, это чревато. Потому что всех горластых и недовольных власти записывают в черный список. И потом будут проблемы», — поделился один из девелоперов на условиях анонимности.
«А что толку выступать? Ничего же не меняется. Нас просто не слышат. У всех на рынке эмоциональное перенапряжение, потому что ситуация абсурдная. Продовольственные гипермаркеты с огромными очередями и строительные магазины работают, а ТЦ закрыты. Бред просто!» — поддерживает другой.
«Почему-то ДЛТ в Питере работает. По сути, это обычный ТЦ, но формально — универмаг с секциями. Им работать можно, поскольку есть отдельный вход. А другим, значит, нельзя. Не бред ли это?» — возмущается третий.
В официальном общении игроки рынка подчеркивают, что затянувшийся кризис подталкивает их к краю долговой ямы и банкротству. «Объяснения местных властей по отсрочке открытия ТЦ звучат неутешительно, но до последнего постановления в них присутствовал элемент логики. Теперь же, когда мы увидели разрешение на работу фитнес-клубов, за исключением расположенных на территории торговых комплексов, мы, как и всё профессиональное сообщество, серьезно озадачены. И теперь в профессиональном сообществе даже слышны мнения о некоторой злонамеренности в отношении торговых комплексов», — говорит Алена Мариничева, директор департамента рекламы УК «Адамант». По ее словам, ситуация очень тяжелая как для собственников и управляющих компаний, так и для арендаторов.
«ТРК так и не вошли в перечень пострадавших от коронавируса отраслей и, соответственно, практически не получили поддержки от государства. А надежды на выживание арендаторов ТРК (особенно мелких) тают с каждым днем. Поддержку от государства в виде одного МРОТа на каждого сотрудника они получили только за апрель и май, а надежды на возобновление деятельности до середины июля никто не питает», — говорит она.
«Ситуация затрагивает абсолютно любой бизнес: и наш, и наших партнеров. Чтобы поддержать их в трудной ситуации, мы приняли решение временно отказаться от арендной платы и сервисных сборов с арендаторов, которые закрылись на время карантина. Это, безусловно, повлияет на наши показатели. Но в настоящее время рано оценивать последствия. Пока мы видим, что доля вакантных площадей остается на низком уровне, а в уже открытые моллы хлынул поток посетителей. Вместе с тем мы понимаем, что нам нужно будет прикладывать огромные усилия, чтобы вернуться к обычной работе», — делятся в Ingka Centres.
Дмитрий Пряников, исполнительный директор компании BABOCHKA, сообщил, что у его компании пять бутиков одежды в торговых центрах в Петербурге и Ленобласти, которые закрыты с конца марта по сегодняшний день. «Из пяти бутиков четыре монобрендовые, Armani Exchange. Потеря продаж по этому бренду — это половина продаж сезона, а по марже — 70%, поскольку на июль-август приходится период скидок и речи о марже в это время нет», — поясняет он. Компания, по его словам, очень ждет открытия разом всех торговых центров. «Только так можно избежать переполнения отдельных торговых объектов и нарушения социальной дистанции. На наш взгляд, нахождение людей в торговом центре ничем не опаснее, чем в супермаркете, конечно, с соблюдением санитарных мер и применением установленных средств индивидуальной защиты», — говорит Дмитрий Пряников.
В ТЦ парализована работа не только множества магазинов и точек общепита, но также сервисов индустрии красоты и спорта.
«Около 30% фитнес-центров в Петербурге не смогут возобновить работу с 6 июля, поскольку они расположены в торговых центрах. Они смогут работать только одновременно с запуском ТЦ. Но, когда это будет, непонятно. Это большая проблема», — констатирует Наталья Борулько, представитель Ассоциации операторов фитнес-индустрии в Петербурге и Ленобласти.
Общественный омбудсмен Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Ляля Садыкова рассказала, что они обращались в петербургское управление Роспотребнадзора с просьбой разрешить работу салонов красоты в ТЦ до снятия ограничений на открытие магазинов. Она считает такой запрет несправедливым, поскольку парикмахерским, расположенным в стрит-ретейле, позволили возобновить работу с 15 июня. Но диалог с чиновниками не получился, был получен отказ — снятие запрета было признано нецелесообразным. Ляля Садыкова оценивает долю салонов красоты, расположенных внутри ТЦ, в 5% от всего рынка. «Это немало, если учесть, что в городе в этой отрасли задействовано 140 тыс. человек, за этими процентами стоят живые люди», — заключила она.