Генеральный директор «Ленты» Герман Тинга рассказал о том, когда компания завершит работу над новой стратегией, сколько закроет магазинов и чем будут отличаться новые магазины сети.
«Лента» - это сеть гипермаркетов №1 в России. У нас почти 1,5 млн м2 торговых площадей. Да, этот формат сегодня испытывает давление во всем мире, и особенно в России. Но это относится к магазинам площадью 15 тыс м2, а у нас все-таки большая часть гипермаркетов площадью 5 тыс м2, и находятся рядом с местами проживания людей. Но мы меняемся и хотим превратить наши магазины в места, где людям оказывают более широкий спектр услуг, чем просто продажа продуктов.
Про новые инициативы
На прошлой неделе мы открыли в Петербурге флагманский магазин (на месте сгоревшего в ноябре 2018 года гипермаркета, - Ред.), в нем мы будем реализовывать наши новые маркетинговые инициативы и проводить разные эксперименты. Например, в этом магазине открыта фуд-зона на площади 80 м2. Посетители могут наблюдать, как повара готовят блюда, заказать и тут же в кафе поесть или взять с собой. Кафе рассчитано на 50 посадочных мест. Мы рассчитываем на средний чек 350-400 рублей. Через полгода мы примем решение об экономической целесообразности этого проекта, стоит ли его масштабировать на всю сеть. Во флагмане акцент сделан на кросс-элементы мерчендайзинга, например, рядом со свежей рыбой представлены некоторые сорта белого вина.
В качестве эксперимента в мясном отделе мы поставили витрину с мраморной говядиной, где она при определенной температуре будет 28 дней вызревать. Это для ценителей и любителей.
Про новую стратегию и ключевые точки роста
В настоящее время у нас идет работа над новой стратегией «Ленты», мы плотно общаемся по этому вопросу с акционерами. Ее детали я пока раскрыть не могу, но в первом или втором квартале 2020 года мы завершим над ней работу.
Для себя ключевыми точками роста мы видим работу со следующими категориями: овощи-фрукты, рыба, кулинария и выпечка, вино, СТМ, зона «Эко-маркет» и непродовольственные товары. У нас 25% овощей и фруктов – это собственный импорт. Мы работаем напрямую с фермерами и заключаем с ними долгосрочные контракты, в том числе в трехстороннем партнерстве с производителями семян. Все время ищем новые сорта и вкусы. Сделали линейку нарезанных овощей и фруктов, категория ready to eat хорошо продается.
«Лента» - один из лидеров по продаже свежеохлажденной рыбы и особенно атлантического лосося (до 5 тыс тонн продаем в год). Рыбу мы закупаем напрямую из Китая, Вьетнама, Таиланда и с российскими фермерскими хозяйствами, например, с форелевыми.
«Лента» - это еще и одна из крупнейших сетей пекарен в России, наш ассортимент насчитывает более 200 SKU собственной выпечки. В новом петербургском магазине мы установили ради эксперимента в хлебном отделе настоящий тандыр, где выпекаются лепешки. Это элемент театрализации, людям нравится наблюдать, как готовят этот продукт, и спрос на него растет. Кроме того, поставили автомат для нарезки неупакованного хлеба.
В категории вино за последние три года мы запустили огромное число СТМ. В целом продажи алкоголя в России падают, но мы видим со стороны покупателей большой интерес к вину. В новом гипермаркете мы расширили линейку этой категории, поставили винные шкафы (чего раньше не было в «Ленте»), в котором будут выставлены премиальные сорта, а на обычных стеллажах сделали несколько горизонтальных витрин. В пиве акцент сделали на крафтовых, импортных и локальных производителях.
Про закрытия, убыточные супермаркеты и M&A
Мы проанализировали каждый магазин в компании, а это 77 магазинов (38 гипермаркетов и 39 супермаркетов), и оказалось, что некоторые из них работают не так успешно, как мы ожидали (компания признала единоразовый неденежный убыток от обесценения активов на сумму около 9 млрд рублей в первом полугодии 2019 года, - Ред). Сейчас мы принимаем решение, какие магазины мы будем закрывать. Но примерно это 3 супермаркета и 7 гипермаркетов. Речь идет об объектах, которые находятся на арендных площадях. Два в Петербурге мы уже закрыли.
Мы приостановили развитие супермаркетов на этот год, потому что по итогам 2018 года они были убыточны. Но в этом году этот формат впервые стал прибыльным (супермаркеты компания стала открывать в 2013 году, - Ред.). Сейчас у нас хорошие показатели по продажам, LfL-продажи в супермаркетах растут, они выше, чем были раньше. Мы будем следить за их развитием, я думаю, что по итогам этого года у нас будет рост по этому формату.
В прошлую пятницу (25 октября) мы приняли решение открыть 29 супермаркетов в Москве. В этом формате идет борьба за локации. В формате гипермаркет есть локации, но экономика в сложной ситуации. Мы будем рассматривать возможности M&A.
Источник: marketmedia.ru