Созданные товарные запасы непродовольственных ритейлеров позволяют удовлетворять потребительский спрос по основным категориям товаров на протяжении вплоть до полугода даже с учетом временной приостановки деятельности части поставщиков. Укрепление рубля становится одним из факторов постепенного снижения стоимости товаров, а импортозамещение в ряде сегментов позволяет делать потребителям альтернативные предложения.
Например, в рознице есть достаточные запасы лекарственных препаратов, гигиенических средств, бытовой химии. Речь идет и о стиральных порошках, и о средствах женской гигиены. Не стоит забывать, что есть и собственные производства, которым сейчас предстоит доказать качество и заслужить доверие своих потребителей. Но по факту то, с чем столкнулся ритейл в марте, - классическое явление искусственного ажиотажа. Во-первых, необоснованный страх, что эти товары исчезнут совсем. Во-вторых, страх, что на них существенно поднимется цена.
Подстегивали покупателей закупаться различными товарами, приобретение которых могло даже не стоять в ближайших планах, и постоянные новостные сообщения о том, что тот или иной бренд приостановил работу или вовсе ушел с российского рынка. Но если в пандемию повышенный спрос касался преимущественно продовольственных и повседневных товаров, теперь интерес покупателей затронул и косметику, парфюмерию, бытовую технику и электронику. Например, только онлайн-продажи бытовой техники в марте выросли на 175%, электроники - более чем на 130%.
Ритейл прямо сейчас продолжает решать непростую задачу - обеспечивать альтернативное предложение своим клиентам. При этом мы понимаем, что импортозамещение в сегменте непродовольственных товаров в России еще не достигло тех параметров, которые свойственны продовольственному сегменту. Так, на автомобильном рынке продажи импортной продукции (без учета комплектующих) по итогам прошлого года составили более 20%, доля импорта в сегменте косметики и парфюмерии пока превосходит 50%.
Текущая ситуация чревата значительными внутренними издержками для отрасли. Во-первых, потребовалась экстренная перестройка логистических процессов. Во-вторых, часть товаров застряла на границах и, по сути, просто простаивала. В-третьих, выросли и сопутствующие издержки (рост стоимости грузоперевозок, аренды, рост коммунальных платежей, колебания курсов валют, увеличение стоимости финансовых ресурсов для бизнеса). Помимо этого не стоит забывать, что торговля - конечный этап товаропроводящей цепочки.
39,2 трлн руб.
составил общий оборот розничной торговли по итогам прошлого года,что на 7,3% выше показателей 2020 г.
Именно поэтому нельзя игнорировать издержки, которые формируются на стороне поставщиков, а это и рост себестоимости производства, и рост стоимости сырья (вплоть до 40% по отдельным категориям). И даже в такой ситуации непродовольственный ритейл занимает ответственную позицию: с учетом инфляционного давления отдельные игроки для поддержки потребителей пошли на добровольную заморозку цен на ряд необходимых товаров, включая крупную и мелкую бытовую технику.
Текущее преодоление проблем не первый опыт в истории российского ритейла. Значимые уроки преподнесла, например, пандемия, став неким стресс-тестом. Тогда оперативная перестройка бизнес-процессов, ускоренная переориентация на онлайн для части игроков, ажиотажный спрос в продовольственном ритейле и вынужденный простой в непродовольственном ритейле, вызванный ограничениями в работе офлайн-точек, безусловно, сказались на показателях. И весной 2020 г. оборот в непродовольственном сегменте падал практически на 30%. Но к концу 2021 г. отрасли удалось постепенно стабилизироваться и выйти на докризисные цифры. Крупнейшие игроки сделали ставку на омниканальность, предоставив своим клиентам возможность выбирать наиболее удобный путь приобретения товара. По итогам прошлого года общий оборот розничной торговли составил уже 39,2 трлн руб., что на 7,3% выше показателей 2020 г. Оборот розничной торговли непродовольственными товарами превысил показатели 2020 г. на 12,2% и докризисного 2019 года на 3%.
То есть фактически к моменту нового логистического коллапса ритейл только оправился от эффектов пандемии и вернулся к докризисным показателям, постепенно наращивая темпы развития. И весь тот период мы прошли значительно увереннее, например, того же европейского ритейла. С учетом заморозки поставок, разрушения ряда сложившихся логистических цепочек, нехватки персонала в отдельных сегментах российскому ритейлу удалось купировать быстрое выбывание с полок ряда позиций, сделать альтернативное предложение потребителям, переориентироваться на работу с мелкими поставщиками и даже обеспечить быструю доставку онлайн-заказов, когда в ряде европейских стран ожидание доходило до 18 дней.
Сравнительно недавний опыт прохождения кризисных ситуаций позволяет ритейлерам быть сейчас решительнее и гибче, оперативнее перестраивая бизнес-процессы и развивая партнерские сети. При этом торговая блокада России в большей мере не затрагивает восточные страны. Поэтому стоит ожидать расширения сотрудничества с ними и в части логистики, и в части замещения определенной доли европейских товаров.
Активизируются и отечественные производители. В сегменте косметики, парфюмерии, одежды и обуви у отечественных производителей есть значительный потенциал для расширения собственного предложения. Доля отечественной продукции в отдельных категориях легпрома в конце 2021 г. составляла порядка 30-40%. В сегменте бытовой техники и электроники ритейл, очевидно, продолжит сотрудничество с надежными партнерами, а также будет рассматривать направления, которые заинтересованы в России как в новом рынке сбыта.
Но внутренние издержки будут расти неизбежно, и для поддержания работоспособности ритейла потребуется ряд послаблений, включая льготы по уплате налогов и других обязательных платежей, корректировки в денежно-кредитной политике, пересмотр арендной платы для части ТЦ, где происходит сокращение рентабельности. Поддержка потребуется и поставщикам, которые в текущей ситуации также испытывают на себе колоссальное давление.