Объем нерегистрируемого потребления крепкого алкоголя в 2020 году достиг 34–44%, что на 4 п.п. больше допандемийного периода. К такому выводу пришли специалисты Центра развития потребительского рынка СКОЛКОВО в своем исследовании.
Несмотря на то, что в целом потребление алкогольной продукции в стране планомерно сокращалось с 2008 года, в 2020 году эта тенденция преломилась. По данным исследования, общий объем продаж алкоголя на 1 человека (15+) в 2020 г. увеличился до 7,6 л (в литрах чистого спирта) в сравнении с 2019 г. – 7,4 л. В 2020 году с 2019 годом выросли продажи крепкого алкоголя на 4,4% и достигли 103 млн дал; продажи вина выросли на 3%, игристого вина - на 4%, фруктового вина - на 17%. Продажи пива и пивных напитков выросли на 3,7% год в 2020 году, до 748 млн дал.
Среди основных причин роста популярности алкогольной продукции исследователи называют: пандемию COVID-19, снижение доходов населения и рост потребительских цен. При этом с 2020 года снова возобновился рост популярности крепких алкогольных напитков, преимущественно за счет дешевой водки, несмотря на то, что ранее потребитель охотнее отдавал предпочтение именно слабоалкогольным.
Наряду с увеличением востребованности алкоголя активировалось и расширение теневого сегмента. На этом в том числе сказались и рост акцизов, и рост МРЦ, и увеличение издержек добросовестных производителей. Кроме того, нелегально произведенные крепкие алкогольные напитки оказываются экономически более выгодны и привлекательны для низкодоходных групп потребителей, несмотря на то, что несут серьезный риск для здоровья и жизни. С 2008 по 2019 год смертность от причин, связанных со злоупотреблением алкоголем, в том числе контрафактным, падала. В 2020 г. этот тренд прервался, и показатель вырос на 6,3% (а в пересчете на 100 тыс. человек – на 6,6%).
Подобные тенденции сохранялись и в 2021 году. Количество поисковых запросов «самогонный аппарат купить» в «Яндекс» в ноябре 2021 г. достигло 186 тысяч на фоне ежемесячных – 128 тысяч запросов. «Алкоголь круглосуточно» в 2021 году в «Яндекс» ежемесячно запрашивали до 54 тысяч раз и выше.