«Лента Лтд» (Lenta Ltd), одна из крупнейших розничных сетей России, объявляет консолидированные операционные результаты и продажи за второй квартал, завершившийся 30 июня 2016 года.
Основные операционные показатели за второй квартал 2016 года:
Основные операционные показатели за первое полугодие 2016 года:
Ключевые события второго квартала 2016 года и после отчетного периода:
Генеральный директор «Ленты» Ян Дюннинг прокомментировал:
«Мы довольны результатами второго квартала 2016 года – выручка Компании выросла на 21,8%, а сопоставимые продажи LFL на 4,9%, несмотря на стремительное снижение продовольственной инфляции с начала года и высокую базу второго квартала 2015 года.
Потребительская среда остается сложной ввиду слабой динамики роста покупательной способности населения. При этом позитивным фактом является то, что замедление роста продовольственной инфляции в сочетании с привлекательностью предложения «Ленты» привело к дальнейшей стабилизации покупательских трендов, улучшению качества потребительской корзины впервые с 2014 года, а также росту среднего числа товаров в покупке второй квартал подряд.
Мы успешно продолжили развитие формата гипермаркетов и ускорили запуск супермаркетов в Москве и Санкт-Петербурге. В первой половине года мы открыли больше супермаркетов, чем за весь 2015 год. Мы также продолжили развитие логистической инфраструктуры и в третьем квартале 2016 года планируем запустить в эксплуатацию новый распределительный центр для формата супермаркетов в Москве.
Мы развиваемся в соответствии с графиком и намерены открыть в этом году как минимум 40 новых гипермаркетов. Тем самым мы перевыполним нашу амбициозную цель удвоить торговую площадь за три года к декабрю 2016 года. Кроме того, сегодня у нас уже зафиксированы все площадки под программу развития формата гипермаркетов на 2017 год, но мы продолжаем тщательный отбор лучших площадок для дальнейших инвестиций».
Развитие сети магазинов
Во втором квартале 2016 года «Лента» открыла 5 гипермаркетов: один собственный магазин формата «стандарт» в Ставрополе, один собственный магазин формата «компакт» в Орске, два арендованных магазина формата «компакт» в Москве и Самаре, а также один арендованный магазин формата «суперкомпакт» в Барнауле. Кроме того Компания открыла два арендованных и два собственных супермаркета в Санкт-Петербурге, а также один арендованный супермаркет в Москве, увеличив общее количество магазинов в сети до 189 (147 гипермаркетов и 42 супермаркета). Количество новых супермаркетов в первой половине 2016 года уже превысило общее число супермаркетов, открытых в 2015 году.
Во втором квартале 2016 года Компания вышла в два новых города и в настоящее время представлена в 72 городах. В отчетном квартале «Лента» увеличила торговую площадь на 26 800 кв.м. На 30 июня 2016 года общая торговая площадь составила 922 865 кв.м, что на 22,8% превышает показатель на 30 июня 2015 года.
На 30 июня 2 кв. 2016 | На 30 июня 2 кв. 2015 | Изм. | Изм. (%) | На 30 июня 1П 2016 | На 30 июня 1П 2015 | Изм. | Изм. (%) | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Количество магазинов | 189 | 143 | 46 | 32,2% | 189 | 143 | 46 | 32,2% |
Гипермаркеты | 147 | 116 | 31 | 26,7% | 147 | 116 | 31 | 26,7% |
Супермаркеты | 42 | 27 | 15 | 55,6% | 42 | 27 | 15 | 55,6% |
Количество новых магазинов | 9 | 7 | 2 | 28,6% | 18 | 11 | 7 | 63,6% |
Гипермаркеты | 5 | 4 | 1 | 25,0% | 8 | 8 | - | - |
Супермаркеты | 4 | 3 | 1 | 33.3% | 10 | 3 | 7 | 2,3x |
Общая торговая площадь (кв.м) | 922,865 | 751,445 | 171,420 | 22.8% | 922 862 | 751 445 | 171 417 | 22,8% |
Гипермаркеты | 882,443 | 722,118 | 160,325 | 22.2% | 882 443 | 722 118 | 160 325 | 22,2% |
Супермаркеты | 40,422 | 29,327 | 11,095 | 37.8% | 40 419 | 29 327 | 11 092 | 37,8% |
Добавленная торговая площадь (кв.м)5 | 26,800 | 23,836 | 2,964 | 12.4% | 48 179 | 50 295 | -2 116 | -4,2% |
Гипермаркеты | 24,641 | 21,072 | 3,569 | 16.9% | 41 271 | 47 531 | -6 260 | -13,2% |
Супермаркеты | 2,159 | 2,765 | -606 | -21.9% | 6 908 | 2 765 | 4 143 | 149,9% |
Операционные показатели «Ленты»
Расширение торговых площадей и динамичный рост сопоставимых продаж (LFL) позволили увеличить выручку во втором квартале 2016 года на 21,8%. Общая выручка Компании во втором квартале составила 73,6 млрд рублей по сравнению с 60,4 млрд рублей за аналогичный период 2015 года.
«Лента» продолжила реализацию программы цифровых маркетинговых коммуникаций, направленную на повышение трафика покупателей путем рассылки индивидуальных специальных предложений. Количество активных держателей карт лояльности выросло по состоянию на 30 июня 2016 года до 9,3 млн человек (+23% год-к-году), а доля покупок, совершенных по карте лояльности, осталась на уровне 93%.
Увеличение сопоставимых продаж на 4,9% во втором квартале 2016 года было обусловлено ростом LFL трафика на 1,4% и увеличением среднего чека на 3,4%. Сопоставимые продажи продовольственных товаров увеличились на 5,2%, в то время как рост сопоставимых продаж непродовольственных товаров составил 2,3%, вернувшись на положительный уровень впервые со второго квартала 2014 года.
LFL средняя корзина улучшилась по сравнению с уровнем первого квартала, несмотря на существенное снижение уровня инфляции на полке (3,2% во втором квартале 2016 года против 6,2% в первом квартале 2016 года, который все еще остается ниже официального уровня продовольственной инфляции равном 5,6% в отчетном периоде). С начала 2016 года спрос на более дешевые товары стабилизировался. Низкая инфляция была компенсирована увеличением среднего количества товаров в корзине (которое пока ниже чем годом ранее, но при этом второй квартал подряд улучшается), тогда как качество продуктового ассортимента (средняя цена за товар в корзине) изменилась в положительную сторону впервые с конца 2014 года.
Во втором квартале 2016 года четыре гипермаркета и два супермаркета вошли в базу LFL.
Рост LFLпродаж | Рост LFLсреднего чека | Рост LFLтрафика | Рост LFLпродаж | Рост LFLсреднего чека | Рост LFLтрафика | |
2 кв. 2016 | 2 кв. 2016 | 2 кв. 2016 | 1П2016 | 1П2016 | 1П2016 | |
«Лента», всего (%) | 4,9% | 3,4% | 1,4% | 5,2% | 3,0% | 2,1% |
Гипермаркеты | 4,9% | 3,6% | 1,3% | 5,2% | 3,1% | 2,0% |
Супермаркеты | 3,5% | 0,8% | 2,7% | 5,6% | 1,6% | 3,9% |
Во втором квартале средний чек достиг 1 166 рублей (+2,8% в сравнении со вторым кварталом 2015 года). При этом рост LFL среднего чека в гипермаркетах вырос на 3,6%. Эти показатели отражают высокую долю новых магазинов с меньшим средним чеком, но активно наращивающих объемы продаж. Во втором квартале средний чек в супермаркетах снизился на 4,9% до 542 рублей, тогда как LFL средний чек увеличился на 0,8%.
Общий трафик покупателей «Ленты» во втором квартале 2016 года вырос на 20,0% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, в том числе на 17,7% в гипермаркетах и на 48,2% в супермаркетах.
Во втором квартале 2016 года формат супермаркетов продемонстрировал рост LFL продаж на 3,5%. Доля супермаркетов в общем объеме продаж «Ленты» по итогам отчетного квартала увеличилась до 4,6% по сравнению с 4,0% в аналогичном периоде 2015 года. Супермаркеты и девять гипермаркетов «Ленты», оперирующие в Москве и Московской области, совокупно продолжают демонстрировать высокую динамику роста продаж (+56,6% год-к-году) – доля региона в общей выручке Компании увеличилась до 9,8% во втором квартале 2016 года.
2 кв.2016 | 2 кв. 2015 | Изм. | Изм. (%) |
1П 2016 |
1П 2015 |
Изм. | Изм. (%) | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Выручка (рублей, млн) | 73 562 | 60 405 | 13 157 | 21,8% | 140,087 | 114 897 | 25 190 | 21,9% | |
Гипермаркеты | 70 187 | 58 009 | 12 178 | 21,0% | 133 685 | 110 256 | 23 429 | 21,2% | |
Супермаркеты | 3 375 | 2 396 | 978 | 40,8% | 6 402 | 4 641 | 1 761 | 37,9% | |
Средний чек (рублей) | 1 108 | 1 091 | 16 | 1,5% | 1 104 | 1 091 | 13 | 1,2% | |
Гипермаркеты | 1 166 | 1 134 | 32 | 2,8% | 1 157 | 1 133 | 24 | 2,1% | |
Супермаркеты | 542 | 570 | -28 | -4,9% | 564 | 581 | -17 | -2,9% | |
Трафик покупателей(млн) | 66,4 | 55,3 | 11,1 | 20,0% | 126,9 | 105,3 | 21,6 | 20,5% | |
Гипермаркеты | 60,2 | 51,1 | 9,0 | 17,7% | 115,5 | 97,3 | 18,2 | 18,7% | |
Супермаркеты | 6,2 | 4,2 | 2,0 | 48,2% | 11,4 | 8,0 | 3,4 | 42,0% |
Долг
В отчетном периоде Сбербанк одобрил Компании кредитный лимит в размере 53 млрд рублей. Согласно условиям соглашения, «Лента» получила доступ к новым долгосрочным кредитам в размере до 25 млрд рублей сроком до 5 лет. Лимит также включает уже существующие кредитные соглашения, долгосрочный кредит 10 млрд рублей сроком погашения в 2017 году и возобновляемую кредитную линию 10 млрд рублей. Оставшаяся часть лимита может быть использована для выпуска банковских гарантий и факторинга.
«Лента» зарегистрировала Программу биржевых облигаций с общей номинальной стоимостью до 100 млрд рублей. Срок действия Программы составляет 20 лет, срок погашения каждого выпуска, размещаемого в рамках Программы, не превышает 10 лет с даты начала его размещения. Программа обеспечит «Ленте» гибкий доступ к финансированию в будущем и позволит диверсифицировать кредитный портфель.
Все заимствования «Ленты» номинированы в российских рублях и на 95% являются долгосрочными со средним сроком погашения около 2,6 лет. В результате погашения кредита ЕБРР в отчетном периоде, портфель долговых обязательств Компании стал полностью необеспеченным. В дополнение к совокупному долгу Компании равному 75,2 млрд рублей, на 30 июня 2016 года «Лента» располагала 48,3 млрд рублей в неиспользованных кратко- и долгосрочных кредитных линиях, а также свободными денежными средствами в размере 8,1 млрд рублей.
Средняя эффективная процентная ставка по имеющимся долговых обязательствам Компании во втором квартале 2016 года составила 12.33%. С учетом текущих ставок MosPrime и шагов, предпринимаемых для оптимизации долга, ожидается, что средняя эффективная стоимость портфеля обязательств в третьем квартале снизится до 11,75%. Компания продолжает искать дополнительные возможности для снижения средней стоимости долга в текущем году.
Прогноз
«Лента» подтверждает прогноз по открытию не менее 40 новых гипермаркетов в 2016 году, что значительно превышает число гипермаркетов, когда-либо открытых Компанией в течение одного года. Ожидается, что количество открытых супермаркетов в 2016 году будет, как минимум, в два раза выше аналогичного показателя 2015 года. «Лента» ожидает сохранить сходную динамику открытия магазинов и, возможно, превысить ее в 2017 году и в дальнейшем.
Компания рассчитывает, что в результате активного развития сети в 2014–2015 гг. и дальнейшего наращивания темпов роста в 2016 году, ей удастся значительно превысить свою первоначальную цель: в течение трех лет до декабря 2016 года удвоить общую торговую площадь. По прогнозам Компании, капитальные затраты в 2016 году составят 45–50 млрд рублей.
25 августа 2016 года Компания планирует опубликовать финансовые результаты по МСФО за первое полугодие 2016 года. На основании данных управленческой отчетности «Лента» ожидает небольшого роста валовой маржи за счёт более выгодных условий от поставщиков и продолжающейся оптимизации логистических расходов, эффект от которых был частично нивелирован дополнительными инвестициями в цены. Реализация мероприятий по повышению эффективности в сопоставимых магазинах в первой половине 2016 года не сможет полностью компенсировать большее число новых гипермаркетов и супермаркетов, находящихся в стадии активного роста, значительные дополнительные расходы на маркетинг, а также небольшой рост других расходов, таких как электроэнергия. Это, как ожидается, приведет к росту общих коммерческих, общехозяйственных и административных расходов в % от выучки. Как результат, по итогам первого полугодия 2016 года Компания ожидает роста скорректированной EBITDA приблизительно на 16%, а рентабельность по скорректированнойEBITDA на уровне 9,8% по сравнению с 10,2% в аналогичном периоде 2015 года.