Сборы в бюджет за товары и упаковку, не подлежащие переработке, с производителей будут брать по повышенному коэффициенту. Бизнес, несмотря на издержки, смиренно готов идти навстречу регуляторам. Это значит, что дополнительные затраты лягут на плечи потребителей, уверены эксперты. Кроме того, они сомневаются, что собранные средства пойдут на строительство новых мощностей по переработке неэкологичных отходов, и отмечают, что новая инициатива может привести к увеличению списка позиций, запрещенных к переработке. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Государство будет взымать с производителей товаров повышенную ставку экологического сбора на упаковку и товары, которые не подлежат переработке, заявил заместитель директора департамента государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления Минприроды России Владимир Руденко.
Ведомство разработало новую концепцию расширенной ответственности производителей, и в настоящий момент идет формирование методики расчета экоставок сбора. Предполагается, что на товары и упаковку, которые не подлежат переработке, будет действовать повышенный коэффициент.
Деловое бизнес-сообщество не планирует спорить с регуляторами.
«Большинство крупнейших торговых сетей уже используют в своем диалоге с поставщиками рекомендации по составу упаковки, в том числе и процентный состав по используемому вторсырью. В случае с заказом продукции собственной торговой марки (СТМ) торговые сети включают эти рекомендации в состав технических заданий уже в качестве обязательных условий. Более того, на уровне АКОРТ сейчас разрабатываются общие рекомендации по составу упаковки, которые Ассоциация будет продвигать в качестве одной из инициатив, направленных на развитие направления устойчивого экологического развития», – прокомментировали новую концепцию Минприроды в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ).
На основании Федерального закона «Об отходах производства и потребления» все средства от экологического сбора поступают в федеральный бюджет и расходуются на реализацию государственных программ. Регионы получают средства в качестве субсидий на софинансирование различных проектов, связанных со строительством мусоросортировочных, перерабатывающих комплексов.
«На практике лишь единожды за 5 лет такой сбор был доведен до 20 регионов, это было в 2018 году», – отмечает Наталья Соколова, председатель правления АНО «Равноправие», член правительственной подкомиссии по обеспечению химической безопасности. По ее данным, ежегодно образуется 8 млрд тонн всех видов отходов, в основном промышленных. Твердые коммунальные отходы, включая упаковку, образуются в меньшем количестве – около 70 млн тонн ежегодно.
«Расширенная ответственность производителей –это правильная мера для повышения экологичности товаров, для уменьшения объема отходов. Впервые она начала применяться в Германии еще в прошлом веке и сейчас распространяется по всему миру, но дьявол кроется в мелочах. В Германии платежи производителей по системе расширенной ответственности поступают в специальную некоммерческую организацию, которая занимается переработкой или захоронением упаковки или отслуживших свое товаров. Эти деньги идут не в бюджет, не правительству Германии. В России же, к сожалению, преобладает намерение пополнить бюджет. Нет специального экологического фонда, а в бюджете эти деньги растворяются – мы не знаем точно, куда они пойдут.
Ввод повышенной ставки – соблазн объявить неперерабатываемыми многие виды материалов. Например, пенополистирол – широко известный пенопласт– сейчас ни один завод не принимает на переработку. Все эти тарелочки в общепите, подложки в магазинах, строительные отходы не перерабатываются. Но на самом деле есть технологии переработки пенополистиролов в полезные продукты. Более того, есть технология переработки смешанных отходов пластика, но она остается в лабораторном состоянии, поскольку операторам по обращению с отходами проще вывозить пенопласт на свалку, чем строить завод по переработке. И государственным органам проще собирать платежи с производителей и импортеров и отправлять в казначейство, чем заниматься финансированием разработок технологий, потом строительством заводов. В отсутствие действенного общественного контроля велика вероятность, что соблазн просто пополнить бюджет победит и экологичность такой меры будет минимальна», – рассуждает Игорь Шкрадюк, координатор программы по экологизации промышленной деятельности Центра охраны дикой природы.
«С новым экологическим сбором по повышенному коэффициенту на ту упаковку, которая не подлежит переработке, нам удастся усилить позицию принципа «загрязнитель платит» и направить средства на улучшение материально-технической базы отрасли, в первую очередь операторов, которые занимаются сбором и утилизацией отходов. Правда, даже при такой схеме, когда отвечает за отходы упаковки не человек, вряд ли для граждан будет уменьшен размер коммунальных платежей за услуги по сбору, вывозу и утилизации коммунальных отходов», – добавляет Наталья Соколова.
В пятницу Российский экологический оператор (РЭО) направил на согласование в Минпромторг и Минприроды перечень неперерабатываемых товаров и упаковки из 28 наименований, среди которых ватные палочки, упаковка для яиц из полистирола, пластиковые стаканчики, тарелки, трубочки, столовые приборы, контейнеры, бутылки, пакеты, тюбики для зубной пасты и крема, пачки для сигарет и другие.
Расширенная ответственность производителя (РОП) существует в России с 2014 года. Эта программа предусматривает, что за утилизацию отходов должен отвечать производитель. Есть три опции: заплатить экологический сбор государству, заключить договор с подрядчиком на утилизацию или организовать процесс самостоятельно. Но участники рынка неоднократно обращали внимание на то, что эта программа неэффективна.
Реформа отрасли обращения с отходами началась в России 1 января 2019 года. Она призвана решить проблему с незаконными свалками и сократить объемы вывозимых отходов. К 2024 году в рамках нацпроекта «Экология» планируется построить 220 комплексов по обработке, размещению и утилизации отходов.