Больше сотни кафе и магазинов на центральных московских улицах не смогли пережить самоизоляции. С марта по начало июня на Тверской, Арбате, Никольской и на других популярных у горожан улицах закрылось порядка 4% заведений, подсчитали в сервисе 2 ГИС. Самый серьезный удар пришелся на владельцев бизнеса, расположенного на Садовом кольце, – там более чем за три месяца перестали существовать 33 заведения общепита и 22 непродуктовых магазина. Еще по десять точек закрылось на Арбате.
Во вторник в Москве начали работать летние веранды, а 23 июня для гостей станут доступны и основные залы ресторанов. Однако владелец Novikov Group Аркадий Новиков сообщил, что не все его заведения смогут принять гостей на следующей неделе. А в течение года ему, вероятно, придется закрыть около 5% своих ресторанов: «Мы часть ресторанов не откроем по причинам, в основном связанным с тем, что у нас заканчивается или аренда, или что-то не получается. И я думаю, что еще часть ресторанов до конца года тоже, к сожалению, закроем по разным причинам, в том числе связанным с арендодателями, может быть, 5-10%. Веранды тоже открыли еще не все. Есть рестораны, где веранды не открылись, потому что они большие, может быть, были рестораны, где не было достаточного количества денег, и нам пришлось вместе с партнерами скидываться, чтобы их возродить. Где-то запоздали разрешения на веранды, где-то мы протянули, в общем, наверное, мы открыли половину веранд из тех, которые должны быть».
Ранее аналитики компании Knight Frank подсчитали, что к началу июня на Мясницкой улице на три процентных пункта увеличилось количество свободных площадей на первых этажах. Среди закрытых здесь заведений оказались, в том числе, и три точки общепита. А на Покровке доля свободных площадей выросла в два с лишним раза. Здесь были закрыты бар, чайный магазин, салон связи, магазин товаров для дома и салон красоты.
В напряженной ситуации оказалась и сеть кофеен «Шоколадница». Ее гендиректор Олег Подгорный сообщил, что также думает о закрытии нескольких точек. Впрочем, за эту неделю компании удалось несколько улучшить свое финансовое положение.
«Сейчас потенциально у нас 30 точек, которые мы точно не открываем в рамках своей сети. Но из этих 30 точек порядка 12 могут быть переданы во франчайзинг, потому что внутри нас они не могут быть эффективны, потому что мы находимся на основной системе налогообложения. Еще по 20 точкам мы до сих пор в переговорах с арендодателями. Я надеюсь, что мы со всеми договоримся, так что в итоге в лучшем случае закроется 15 точек, в самом худшем случае, в который я не верю, это будет 50 точек. На сегодняшний день у нас открыто в той или иной степени готовности порядка 28 веранд. Это добавило нам порядка 7% к выручке. И на сегодняшний день мы вышли на 25,5% выручки от той, что была докризисная», — рассказал Олег Подгорный.
Что касается непродовольственного ритейла, то, по данным Ассоциации компаний розничной торговли, по всей стране из трех тысяч торговых центров открылось лишь 300. И по итогам года потери отрасли могут составить 6 трлн руб., сообщил “Ъ FM” глава президиума ассоциации Сергей Беляков. Хуже всего себя чувствуют небольшие ритейлеры.
«Чтобы было понятно масштаб бедствия, 36,7% падение розничного товарооборота в непродуктовом ритейле в период апрель — начало мая. В начале мая он начал чуть-чуть восстанавливаться. По некоторым товарам мы видим сейчас рост выручки, а по тем точкам, которые открываются, рост трафика. Во-первых, рост продаж имеет краткосрочный эффект, связанный с эффектом отложенного спроса. Поэтому, конечно, мы будем заложниками этого глубокого падения.
В целом мы по году ожидаем 30-35% падение по сравнению с 2019 годом, это порядка 6 трлн руб.
Второй эффект — это то, что, действительно, не все выживут, потому что мы остановили закупки у производителя поставщика. Ряд товаров носит ярко выраженный сезонный характер, ты, пропустив сезон, не имеешь достаточного финансового ресурса для того, чтобы закупать на следующий сезон. Но помножьте эту проблему на проблему поставщиков, которые тоже не имеют возможности сбывать, реализовывать свою продукцию, это тоже многие производства останавливает. Эта цепочка негативных эффектов у экономики, включая невысокий потребительский спрос в целом, акцент на недорогие товары, переориентация на продуктовые товары будет создавать большие сложности», — сказал эксперт.
Несмотря на то, что за прошедшие три месяца в центре Москвы закрылось больше 100 магазинов и кафе, на 18 популярных улицах появилось 39 новых заведений.