В январе и феврале 2020 года в России сильно выросли цены на чеснок, значительная часть которого поставляется из Китая. Как сообщают СМИ, тенденция роста цен особенно заметна в последние недели февраля, причем происходит это на фоне сообщений об эпидемии коронавируса. Еще в начале февраля в ФАС заявляли о жалобах жителей дальневосточных регионов России на резкое повышение цен на овощи и фрукты из-за закрытия границ с Китаем.
«Известия», ссылаясь на данные Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), сообщают, что в январе 2020 года чеснок стоил на 37% дороже, чем в аналогичный период 2019 года: 212 рублей за килограмм вместо 155 рублей год назад. По данным оператора фискальных данных «Такском», cредняя цена на чеснок в январе 2020 года составила 233 рубля за килограмм (по сравнению с прошлым годом цены выросли на 34,3%). В феврале чеснок подорожал еще на 5,5%, до 246 рублей.
Аналитики издания отмечают, что тенденция роста цен особенно заметна в последние недели: к 10 февраля килограмм чеснока стоил 263 рубля, а к 17 февраля — 266 рублей. Некоторые эксперты связывают это со вспышкой коронавируса и тем, что значительную часть чеснока импортируют из Китая.
Однако в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), в которую входят многие крупные российские торговые сети, информацию о подорожании чеснока в связи со вспышкой коронавируса опровергли. «В АКОРТ нет данных о каком-либо повышении цен на чеснок в наших торговых сетях в связи с коронавирусом», — цитирует заявление ассоциации ТАСС. Там пояснили, что цены на продукты в магазинах напрямую связаны с отпускными ценами производителей, однако посылки и сельскохозяйственная продукция из Китая не ограничивались. В АКОРТ также добавили, что необходимо учитывать общую динамику колебания цен за несколько лет и брать в расчет сезонность. К примеру, зимой 2018 года цена килограмма чеснока достигала 237 рублей.
Китай является одним из крупнейших поставщиков товаров в Россию. По данным Руспродсоюза, которые приводит РБК, КНР лидирует по поставкам овощей (томатов, огурцов, баклажанов), яблок, цитрусовых, морепродутов, а также чеснока и лука. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), объем товарооборота с Китаем в январе-июне 2019 года составил $50,3 млрд. По данным сайта ФТС, только за III квартал 2019 года из КНР в РФ было поставлено около 23 тыс. тонн чеснока, порядка 12 тыс. тонн овощей, свыше 11 тыс. тонн цитрусовых и около 9 тыс. тонн мороженой рыбы. Кроме того, из Китая активно импортировали орехи и фрукты, кофе и чай, готовые продукты из мяса, рыбы и ракообразных.
10 февраля замглавы Федеральной антимонопольной службы Андрей Цыганов заявлял РИА Новости, что Федеральная антимонопольная служба действительно начала получать жалобы граждан на повышение цен на ряд продуктов. Подорожание, как подчеркивали в ФАС, произошло на фоне снижения импорта из Китая в связи с коронавирусом. В частности, из-за закрытия пунктов пропуска на Дальнем Востоке были приостановлены грузовые перевозки из КНР.
О приостановке поставок фруктов и овощей, по словам Цыганова, заявляли в некоторых торговых сетях. Повышение цен в основном затронуло дальневосточные регионы: так, в Приморском крае, по сообщениям местных СМИ, репчатый лук подорожал до 60 рублей за килограмм, зеленый лук — почти в два раза, до 399 рублей за килограмм.
20 февраля в ФАС заявили, что значительный рост цен на отдельные виды овощной продукции был зафиксирован в одной из торговых сетей Амурской области. Но в целом, как сообщили в антимонопольной службе, ситуация с ценами на овощи на Дальнем Востоке стабилизируется. Этому, в частности, способствовало начало поставок продуктов из сибирских регионов России, а также Турции и Азербайджана.
Как пояснил АиФ.ru заместитель исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли Владимир Ионкин, в целом по России повышения цен на продовольствие из-за исчезновения китайских продуктов ждать не стоит. «Российские ритейлеры закупали в Китае в основном экзотические фрукты, цитрусовые, но ничего такого, что не могло бы быть заменено, нет. Огурцы, помидоры, баклажаны — это товары категории фреш, которые долго не хранятся, и логистика у них довольно сложная. В этом случае больше пострадали дальневосточные регионы. Но замена происходит достаточно быстро, не бывает такого, что торговля ищет, кто бы ей поставил товар. Так, например, овощи и цитрусовые поставляются из Турции и Азербайджана», — говорит он.
По словам Ионкина, более критическая ситуация складывается у поставщиков непродовольственных товаров: электроники, одежды и обуви. «Здесь все сложнее, поскольку предприятия временно закрывают, тревога ощущается. Там сложнее все это заменить. А если говорить про продовольствие, то у нас свыше 95% из того, что есть на полках в магазинах, отечественного производства. Поэтому особенно волноваться не стоит», — добавляет эксперт.