23 сентября 2022
Отраслевые новости

Россиян предупредили о дефиците импортного алкоголя: может исчезнуть из магазинов

Ретейлеры остались без импортного алкоголя. В ближайшие три месяца выбор спиртных напитков в федеральных сетях может сократиться вдвое. По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), например, ассортимент импортного шампанского в крупных магазинах уже сократился на 95%. Продавцы убеждены, что без легализации параллельного импорта российский потребитель начнет приобретать опасный фальсификат. Между тем Минфин, наоборот, считает, что именно из-за параллельного импорта на рынке появится много контрафакта, а значит, возрастает риск массовых отравлений. Получится ли у сторон договориться?

За лето выбор импортных алкогольных напитков в розничных сетях стал меньше на 40-95% в зависимости от категории. Ассортимент шампанского в крупных торговых сетях сократился на 95%, виски — на 50%, французского коньяка — на 50%, импортного пива — на 40%, остальных категорий зарубежного алкоголя — на 35%. В ближайшие три месяца ассортимент, по прогнозам Ассоциации, уменьшится еще вдвое.
 

Напомним, что с начала года из России ушли многие иностранные производители. Рестораны, бары, кафе и ритейл работали на складских остатках и заранее предупреждали, что к осени из иностранных алкогольных напитков продавать будет почти нечего. И вот осень настала... Причем больше всего просел сектор крепкого спиртного импортного производства: виски, коньяк и т. д.

Между тем потребители отмечают, что после весеннего кризиса на магазинные полки стали возвращаться привычные импортные напитки, например, вина.

«Не все подряд компании и поставщики импортного алкоголя, в том числе вина, ранее представленные в торговых сетях, объявили об уходе с рынка и прекращении поставок. Поэтому некоторые бренды появляются на полках магазинов, по мере исполнения заказов. Хотя при этом логистика — доставка напитков в Россию - испытывает высокую нагрузку и различные трудности», — отмечает председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев.

Но в целом именно вина на полках со спиртным нам заменить проще, поскольку есть и дружественные страны-поставщики (Аргентина, Чили, Мексика), и собственное производство вин в стране активно развивается.

А вот заместить ушедшие бренды в категориях, по которым не налажено производство в России и отсутствует аналоги и сырье, невозможно, подчеркивает Караваев. Речь идет о таких напитках, как виски, джин, бренди, текила, игристое вино региона Шампань. У большинства потребителей высокая лояльность и ярко выраженные предпочтения к отдельным категориям напитков, а иногда к конкретным европейским алкогольным брендам. Поэтому трудно сказать, сможет ли эта часть потребителей переключиться на другие напитки или альтернативные продукты.

«Есть серьезные опасения, что потребитель, не найдя привычную категорию или бренд в легальной точке продаж, будет искать его в нелегальном поле, — говорит председатель президиума АКОРТ. — Возможность ввозить привычные товары по параллельному импорту позволит удовлетворить потребительский спрос, сохранить разнообразный ассортимент в каждой алкогольной категории, избежать рисков приобретения потребителями контрафактной продукции».

Однако пока алкогольные напитки не значатся в перечне товаров параллельного импорта. Мнения профильных министерств по поводу их включения в эту систему разделились. Минпромторг, Минсельхоз не возражают, а вот Минфин против.

Параллельный импорт, вполне вероятно, все же разрешат, считает управляющий партнёр B&C Agency Иван Самойленко. Эксперт отметил, что Минпромторг заявлял, что это решение будет согласовано и запущено к концу сентября. И тогда в магазинах снова могут появиться напитки, которые поставлялись только зарубежными производителями (к примеру, известные марки шотландского виски, кубинского рома и т.д.).

«Цены на такой алкоголь наверняка будут выше, чем раньше. Просто в силу усложнения логистики параллельного импорта: привезти товар из азиатских стран в несколько раз дороже, чем из Европы. Стоимость такого алкоголя может увеличиться на 10-50% от текущей цены», — полагает Самойленко.

Но при этом сейчас отечественные производители имеют все шансы нарастить свою долю присутствия в ритейле: заместить своей продукцией ушедшие иностранные бренды. И потому российские винодельческие предприятия и спиртзаводы в настоящее время расширяют собственные торговые марки. По итогам прошлого года их доля в алкогольном ритейле и в федеральных сетях составляла всего 3,2%, а в 2022-м она может увеличиться в два раза.

ЧЛЕНЫ АКОРТ

 
© АКОРТ (2001-2024)
Любые материалы, опубликованные на портале acort.ru, не могут быть воспроизведены или распространены полностью или в какой-либо части без прямой гиперссылки на acort.ru.