АКОРТ объединяет 26 крупнейших
торговых предприятий страны

Торговые предприятия членов АКОРТ
обеспечивают десятки тысяч
рабочих мест в регионах
ЦИФРЫ И ФАКТЫ РИТЕЙЛА ►
Торговые сети – члены АКОРТ ежегодно
открывают более 10 распределительных центров

Каждый распределительный центр
обеспечивает более 1000 новых рабочих мест
в торговле и смежных отраслях
ЦИФРЫ И ФАКТЫ РИТЕЙЛА ►
Ежедневно более 14 миллионов покупателей
посещают магазины компаний АКОРТ

13% ВВП страны обеспечивается
за счет торговли

ЦИФРЫ И ФАКТЫ РИТЕЙЛА ►
Более 22% налоговых отчислений обеспечивают
торговле первое место по вкладу
в консолидированный бюджет РФ

Более 15% экономически активного населения России
заняты в сфере торговли – каждый шестой
работающий россиянин занят в торговле
ЦИФРЫ И ФАКТЫ РИТЕЙЛА ►
Медиа-центр / Отраслевые новости / Импорт продуктов попал под органичения
20.10.2020

Импорт продуктов попал под органичения

С поставками органической продукции в РФ сложилась критическая ситуация. После вступления в силу в январе отраслевого закона импорт на этом рынке оказался в «серой зоне», а выездные инспекции предприятий для сертификации по стандартам РФ до сих пор невозможны из-за пандемии. Участники рынка попросили вмешаться вице-премьера Викторию Абрамченко. Кризис грозит исчезновением с полок продукции более чем на €100 млн и может оставить российских производителей без органического сырья.

Об «угрожающей ситуации» с импортом органической продукции и сырья в Россию вице-премьера Викторию Абрамченко предупредили исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев, исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко и гендиректор Союза участников потребительского рынка Ольга Баранникова. Копия обращения есть у “Ъ”.

Риски возникли после вступления 1 января в силу закона «Об органической продукции». Документ регулирует порядок включения производителей в реестр, правила нанесения знака органической продукции и пр. Но, как отмечается в обращении, до февраля-марта эти механизмы фактически не работали и процесс тормозился из-за нехватки специалистов. Сегодня, отмечается в письме, в России для сертификации органики аккредитовано только четыре учреждения, где работает менее десяти аттестованных экспертов. Пандемия усугубила ситуацию, сделав невозможным выездные проверки иностранных поставщиков. 

Кроме того, отмечается в письме, без доработки закона «Об органической продукции» иностранные поставщики сегодня в принципе не могут выполнить требования документа. 
 

В частности, чтобы войти в реестр, необходимы сведения, характерные только для компаний из РФ. А отсутствие процедуры сертификации импортного органического сырья осложняет бизнес российских производителей. По данным источника “Ъ” на рынке, вопрос может быть особенно актуален для одного из крупнейших игроков на рынке детского питания «Прогресс» (бренд «Фрутоняня») и работающего в РФ немецкого Hipp. В компаниях комментарии не предоставили.

Как отмечает Олег Мироненко, из-за пандемии COVID-19 регулирующие органы пока просто не обращают внимания на иностранную органику на полках. Но первый штраф к любой сети вызовет цепную реакцию и приведет к исчезновению импорта, заместить который российские производители не смогут, добавляет он. Более того, продолжает господин Мироненко, из-за резкого сокращения ассортимента сети могут отказаться и от закупки российской органики.По оценкам Национального органического союза, в январе—июле в РФ было продано органической продукции на €190 млн, из которых 75–80% пришлось на импорт. В текущих условиях эта продукция фактически находится в «серой зоне», что грозит финансовыми рисками участникам рынка, следует из обращения союзов.

Алексей Поповичев знает, что некоторые сети уже отказывали в принятии импортной органики из-за ее неясного статуса.

В «Перекрестке» (входит в X5 Retail Group) и «Азбуке вкуса» изменений в поставках импортной органической продукции не зафиксировали. Дистрибуторы сети Globus сообщали о сложностях из-за ограничений, связанных с пандемией, но крупных перебоев с поставками импортной органической продукции там не наблюдают. В Auchan, Metro, «Магните» и «Ленте» на вопросы не ответили.

Для снижения рисков авторы обращения просят Викторию Абрамченко включить ввоз и оборот импортной органической продукции в акты правительства РФ, которые устанавливают разрешенные виды деятельности на время ограничений из-за пандемии COVID-19. Кроме того, бизнес просит организовать межведомственное обсуждение вопроса для решения проблемы. По словам господина Поповичева, выходом может стать двухлетний переходный период, который позволит всем участникам рынка пройти сертификацию. Проблему могло бы решить взаимное признание российского и европейского законодательства, касающегося органической продукции, добавляют в Ассоциации компаний розничной торговли. Представитель вице-премьера Марта Галичева сообщила, что обращение союзов будет рассмотрено при поступлении.


Также рекомендуем:

Медиа-центр / Отраслевые новости / Подорожают ли продукты из-за коронавируса? …в ФАС, произошло на фоне снижения импорта из Китая в связи с коронавирусом.
Медиа-центр / Новости ассоциации / Ретейлеры оценили возможность повышения цен на продукты из-за курса рубля … Сейчас основные категории продовольственных товаров — хлеб, хлебобулочные изделия…
…поступления на рынок нового урожая и снижения доли импорта … Стоимость продуктов питания Минсельхоз России не видит оснований для скачкообразного повышения стоимости продуктов питания.
…потребительские тренды сконцентрировались на определенной тематике, которая связана с увеличением производства продуктов для здорового образа жизни, устойчивости к внешним воздействиям и укреплением иммунитета.
Сейчас такое иностранное сырье сертифицируется, если есть подтверждающая документация страны-экспортера, что этот продукт выпущен в рамках нашего и межгосударственного стандартов органического производства».
ПАО «Магнит», крупнейший российский продуктовый ритейлер, объявляет результаты проведения заседания Совета директоров ПАО «Магнит», которое состоялось 28 марта 2017 г. Доводим до вашего сведения, что…