В пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, посвященная обсуждению предложений по изменению Доктрины продовольственной безопасности России.
В мероприятии приняли участие президент Московской школы управления СКОЛКОВО
Андрей Шаронов, директор Центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС при Президенте России
Наталья Шагайда, почетный председатель Президиума Совета по внешней и обороной политике,
Сергей Караганов, директор офиса ФАО для связей с Россией
Евгения Серова, директор по взаимодействию с органами государственной власти «X5 Retail Group»
Станислав Наумов, руководитель комитета по агропромышленной политике «Деловая Россия»
Андрей Даниленко.
Ранее на площадке Московской школы Управления «Сколково», совместно с Советом по внешней и оборонной политике, был проведен ряд обсуждений Аналитического обзора состояния продовольственной безопасности России, подготовленного Центром агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС при Президенте России.
«По итогам обсуждений с представителями отраслевых объединений производителей продовольствия, торговых сетей, участниками потребительского рынка, экспертами ведущих научных и учебных учреждений были подготовлены итоговые рекомендации к Доктрине, которые мы направили в Совет безопасности Российской Федерации, в правительство, администрацию президента и в два ключевых ведомства по этой тематике — Минсельхоз и Минпромторг», — рассказал Андрей Шаронов. «С учетом выполнения ранее поставленных задач, изменившейся социально-экономической ситуации в стране и мире, субъективно и объективно есть смысл для обновления Доктрины», — добавил Шаронов.
Задача действующей Доктрины 2010-2020 гг. - надежное обеспечение населения доступными и безопасными продуктами питания. Когда основной критерий оценки состояния продовольственной безопасности в ней – удельный вес отечественного продовольствия в общем потреблении, без учета его стоимости для населения.
На сегодняшний день, плановые значения Доктрины достигнуты или превышены по всем продуктам, кроме молочных (по данным Минсельхоза обеспеченность в 2017 г. – 82,4% вместо 90%) и соли. По основным продуктам в 2017 г. достигнуты или превышены рекомендованные Минздравом нормы среднедушевого потребления. Близки к нормам общая калорийность рациона питания и содержание белков – 94-98%. За 2013-2017 гг. импорт продовольствия сократился на 33%, а экспорт вырос на 28%. В 2017 г. в рейтинге Глобального индекса продовольственной безопасности Россия занимала 41 место среди 113 стран, опережая всех своих партнеров по ЕАЭС, СНГ и БРИКС (кроме Бразилии), хотя и уступая США и странам ЕС (кроме Болгарии).
Однако в последнее время наблюдается снижение доступности продовольствия для населения. Доля затрат на продукты питания за последние четыре года увеличилась на 6,2% и достигла в среднем 54,4% в расходах домохозяйств. Очевидно, что задач импортозамещения уже недостаточно.
«В России под продовольственной безопасностью, в первую очередь подразумевается самообеспеченность, которая экономически не обоснована с точки зрения доступности этой продукции для населения», — комментирует негативный тренд Наталья Шагайда. «Таким образом, в самой Доктрине заложен конфликт. Ухудшение продовольственной безопасности (увеличение доли расходов населения) при улучшении продовольственной независимости (роста российского производства). Продовольственная и национальная безопасность в этом случает тесно переплетаются», — резюмирует Шагайда.
Принявший участие в пресс-конференции Сергей Караганов уточнил, что от момента принятия Доктрины сегодняшнюю ситуацию отличает несколько принципиальных параметров. Речь идет о долгосрочном и политизированном характере западных экономических санкций и глобальном изменении климата на планете. Также по мнению эксперта, целесообразнее инвестировать средства в развитие собственного воспроизводства (генетику, семеноводство), чем в гонку вооружений.
Евгения Серова рассказала, что первоначальная концепция мировой продовольственной безопасности, разработанная ФАО, в отличие от российской версии, подразумевает, что Доктрина – это межотраслевой документ. «Если Доктрина становится документом одного ведомства, то велика вероятность, что она станет лоббистским инструментом», — добавила Серова.
Также эксперт обозначила еще одну обостряющуюся мировую проблему, которую необходимо учесть в новой Доктрине. Речь идет о продовольственных потерях, составляющих одну треть всего продовольствия, произведенного для потребления человеком, достигающих 1,3 млрд. тонн в год.
По мнению Андрея Даниленко, действующая Доктрина соответствовала ситуации в момент ее принятия, сейчас же необходимо объединять межведомственные усилия и с привлечением бизнес-сообщества искать пути решения более сложных стратегических и инфраструктурных вопросов, в том числе, по внедрению самых последних мировых научных достижений.
«Следующий этап - это не только экспорт сырья и готовой продукции, но и адаптация наших производителей к правилам игры за пределами России. То, насколько отечественные компании могут быть конкурентоспособными на внешних рынках, отлично демонстрирует реальную эффективности их деятельности, а также благоприятность созданной бизнес-среды в стране. Ведь существенную долю в себестоимости продукции занимают издержки на выполнение многочисленных и постоянно меняющихся требований контрольно-надзорных органов. Задача по снижению административных барьеров не должна остаться без внимания в новой Доктрине», — заключил Даниленко.
Станислав Наумов продолжил тему, заметив, что сегодня в стране, под предлогом обеспечения продовольственной безопасности, внедряется по несколько противоречащих друг другу информационных систем прослеживаемости одновременно. В результате чего, риски только накапливаются и становятся
серьезнее. Увидеть реальные риски, на которых необходимо сосредоточить внимание правительства и не оставить документ «учебным пособием» – ключевые задачи при формировании новой Доктрины, считает Наумов.
Неоднократно озвученную в рамках пресс-конференции проблему доступности продовольствия Станислав Наумов предлагает решать через прямое субсидирование конечного потребителя: «Нужно создать программу адресной продовольственной помощи, где будут выделены такие категории, как, например, многодетные семьи, люди старших возрастных категорий».
По мнению участников пресс-конференции, в ситуации, когда основные показатели Доктрины достигнуты, необходимо сосредоточиться на повышении существующих стандартов безопасности и качества жизни населения.