Москва, 8 сентября, 2022 – Новые экономические вызовы требуют от работников розничной торговли усиленных компетенций и новых навыков. После пандемии 87% мировых ритейлеров указали на нехватку нужных навыков у персонала, и только треть сочла существующие обучающие программы достаточными
1.
В 2022 году крупнейшие торговые сети России увеличили инвестиции в обучение персонала по сравнению с предыдущим годом, показал проведенный АКОРТ опрос торговых сетей-членов Ассоциации.
Все опрошенные компании реализуют для сотрудников учебные программы – от обязательных тренингов в рамках адаптации новичков до специальных курсов по функциональным направлениям. Лидеры рынка, в частности, «Магнит», имеют лицензии на дополнительное профессиональное образование с правом выдавать дипломы о повышении квалификации.
Наиболее востребованным форматом обучения являются короткие курсы, сочетающие онлайн-обучение с практикой. Х5 Group создала для сотрудников корпоративный университет «Полка», работающий по принципу маркетплейса, где на одной платформе предлагаются образовательные курсы по разным дисциплинам для сотрудников всех уровней. «Магнит» использует гибридную модель обучения на платформе LMS, которое в 90% случаях сопровождается отработкой навыков в процессе работы с наставником.
Практически все опрошенные ритейлеры сообщили, что усилили в этом году программы IT-обучения. X5 развивает внутри компании несколько школ технических профессий, отмечая растущую потребность в обучении таким навыкам как аналитика данных, процессы IT-инфраструктуры, языки программирования Python и Java и тд. «Магнит» также выделил IT-обучение в отдельное направление с множеством узкоспециальных курсов.
Сейчас компании сфокусированы на повышении эффективности бизнеса, поэтому все больше участников записываются на программы по оптимизации бизнес-процессов. Также большим спросом у сотрудников торговых сетей пользуются программы менеджмента и развития навыков коммуникаций, курсы по работе с людьми, финансам, логистике и маркетингу.
В 2022 году стало активно развиваться новое направление – социальное обучение и устойчивое развитие. Торговые сети обучают сотрудников навыкам заботы о покупателях, требующих особого внимания и волонтерским проектам. В частности, в «Магните» действует программа «Добрый заяц» для помощи покупателям с ограниченными возможностями здоровья и программы профориентации для детских домов «Магнит Life». Похожие программы действуют в X5 и «Ленте» и вызывают большой позитивный отклик у сотрудников, отмечают компании.
Крупные игроки рынка дают сотрудникам возможность получения высшего образования в ВУЗе-партнере или обучения по программам MBA, а также приглашают преподавателей ведущих российских ВУЗов вести курсы для персонала.
Х5 софинансирует получение сотрудниками высшего образования в партнерских университетах - МФТИ и Высшей школе экономики. «Лента» развивает в партнерстве с НИУ ВШЭ три программы повышения квалификации персонала: для директоров магазинов, руководителей центрального офиса и региональных дирекций.
В корпоративном университете «Магнита» действует система, аналогичная вузовской: есть факультеты ритейла, логистики, собственных производств, академия HR и другие. Благодаря такому комплексному подходу более 75% назначений происходит из внутренних сотрудников компании. Более 35% сотрудников «Магнита», которые прошли обучение, на данный момент уже получили повышение.
Торговые сети инвестируют не только в обучение собственных сотрудников, но и персонала компаний-партнеров. Подрядчики проходят обучение по охране труда, санитарным нормам, кассовому сервису, стандартам обслуживания и качества торговых сетей – такие программы действуют в крупнейших продовольственных сетях в составе АКОРТ.
«В новой экономической парадигме на первый план выходит эффективность работы персонала, на которую серьезно влияет внутреннее обучение. Федеральные ритейлеры обеспечивают работой более миллиона человек, ежегодно проводя обучение сотен тысяч сотрудников.
Образовательные программы торговых сетей сформированы на основе внутренних знаний и накопленного опыта компаний, который при необходимости дополняется внешней экспертизой. В результате растет качество работы сотрудников, формируется кадровый резерв, а это снижает издержки сетей на поиск квалифицированного персонала извне», отмечает глава АКОРТ Игорь Караваев.
1. https://www.mckinsey.com/industries/retail/our-insights/crafting-a-fit-for-future-retail-operating-model