23 апреля 2021 года на заседании Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка состоялась презентация ежегодного доклада «Потребительский рынок России: итоги 2020 года – перспективы 2021 года». В мероприятии приняли участие представители органов власти, организаций-членов ТПП РФ, торгово-промышленных палат.
Открыл и вел мероприятие Александр Борисов, председатель Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, президент-генеральный директор Московской международной бизнес-ассоциации.
С вступительным словом к собравшимся обратились вице-президенты ТПП РФ Дмитрий Курочкин и Владимир Падалко.
Дмитрий Курочкин отметил исключительно высокое качество и актуальность аналитического доклада, глубокую проработку предложений для органов государственной власти и настоятельно рекомендовал организовать его обсуждение на более высоком уровне, с участием других комитетов и советов ТПП РФ, всего экспертного сообщества.
Владимир Падалко отметил важность потребительского рынка в жизни современного общества не только как одну из составляющих эффективно работающей экономики, но и основу оценки качества жизни населения. Он вручил Александру Перекресту, руководителю отдела по связям с государственными органами ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» – компании победителю конкурса Национальная премия в области предпринимательской деятельности «Золотой Меркурий» в специальной номинации «Лучшая иностранная компания, работающая на российском рынке» по итогам 2019 года традиционную статуэтку Меркурия и свидетельство победителя.
Представляя вниманию собравшихся доклад «Потребительский рынок России: итоги 2020 года – перспективы 2021 года», Александр Борисов в качестве эпиграфа процитировал слова Олега Дерипаски из интервью «Ведомостям» 25 декабря 2020 года: «Сегодня доходы более чем у 53% населения РФ менее 27000 рублей в месяц или 324 тысячи рублей в год. Чуть больше 4000 евро. Это унизительно мало. Стыдно смотреть в глаза людям в регионах».
Среди проблем, характерных для торговой отрасли в условиях пандемии, Александр Борисов назвал снижение реальных доходов населения и, как следствие, падение его покупательной способности, являющейся одним из немногих двигателей роста экономики Российской Федерации.
В этом и заключается один из основных выводов доклада – падение спроса домашних хозяйств стало основной причиной замедления выхода страны из кризиса, связанного с коронавирусной инфекцией.
В ходе обсуждения доклада выступили представители организаций-членов ТПП РФ и Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка: Илья Ломакин-Румянцев, руководитель Центра развития потребрынка России бизнес-центра «Сколково»; Сергей Целковский, представитель Х5 Ритейл групп; Сергей Орлов, ведущий научный сотрудник Центра региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; Петр Шелищ, председатель Общероссийского союза общественных объединений «Союз потребителей Российской Федерации»; Давид Якобашвили, президент ООО «ОРИОН Наследие».
Выступавшие одобрили основные направления Доклада «Потребительский рынок России: итоги 2020 года – перспективы 2021 года». Александр Борисов также кратко отчитался о деятельности Совета в 2020 году.
Сергей Беляков, председатель Президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ); Сергей Гудков, исполнительный директор Рыбного союза; Максим Новиков, президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод (СПБН); Иван Утенков, член Правления Ассоциации цветочного ритейла; Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли подробно остановились на отдельных направлениях деятельности Совета и выразили уверенность в его дальнейшей продуктивной работе. Деятельность Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка в 2020 году, в целом, была признана его членами удовлетворительной.
Отдельным вопросом повестки заседания стало сообщение Петра Шелища о Кодексе ответственной деловой практики поставщиков и розничных продавцов потребительских товаров в отношениях с потребителями.
Подводя итоги заседания Совета, вице-президент ТПП РФ Владимир Падалко предложил активнее работать над продвижением инициатив Совета в органах государственной власти, используя при этом потенциал предпринимательских объединений и региональных торгово-промышленных палат.