10 апреля 2019 года председатель Президиума Ассоциации компаний розничной торговли Сергей Беляков выступил с докладом «Современный ритейл в условиях идеального шторма» на первой сессии 6-го Международного ПЛАС-Форума Online & Offline Retail. Резюмируя своё выступление, руководитель АКОРТ назвал факторы, которые продолжат оказывать давление на рынок в 2019 году, и инструменты преодоления негативных для российских игроков тенденций.
В своём выступлении Сергей Беляков констатировал отсутствие в текущий момент каких-либо факторов или тенденций, которые бы улучшали экономику производителя и ритейла. Напротив, ряд факторов, негативно влиявших на бизнес в 2018 году, в году текущем могут усилить свой напор: регуляторное воздействие, рост издержек, рост фискальных платежей и нагрузки на фонд оплаты труда, снижение реальных располагаемых доходов населения, усугубление рационально-экономного потребительского поведения и многое другое останутся главными вызовами бизнеса, продолжат поддерживать состояние «идеального шторма».
Торговля, будучи одной из важнейших для экономики отраслей, вынуждена искать на фоне «рыночных ножниц» – ценового давления со стороны производителей и неготовности потребителя принимать новые цены – пути эффективной борьбы с падающей прибыльностью и растущими издержками. Такие же проблемы сейчас решают поставщики и производители продовольственных и непродовольственных товаров. В этой связи спикер АКОРТ подчеркнул, что и Ассоциация, и её члены с уважением относятся к бизнесу поставщиков, и хотят, чтобы и регулятор, и поставщики точно также относились к бизнесу ритейла, для которого цель извлечения прибыли, безусловно, актуальна.
Как следствие упомянутых негативных факторов наблюдается рост себестоимости товара и нарастающая концентрация рынка на стороне производителей и на стороне торговой отрасли. По мнению, Сергея Белякова, наиболее уязвимыми в условиях «идеального шторма» оказываются, к сожалению, несетевые малые и средние предприниматели, а также «одноформатные» торговые бизнесы.
Прогноз на ближайшую перспективу председателя Президиума АКОРТ: рыночная ситуация будет усугубляться и вопрос в том, насколько торговля сможет соответствовать актуальным вызовам. На рынке ритейла сейчас либо анонсированы, либо уже происходят значительные по своим масштабам и ожидаемому эффекту M&A сделки. Процесс концентрации усиливается как ответ на вызовы рынка.
В этом контексте очень важно понимать, что крупные ритейлеры заинтересованы в гармоничном развитии всех форматов торговли – и несетевых, и малых мобильных, нестационарных.
В то же время, глобальная тенденция – цифровизация экономики – оказывает всё более радикальное влияние на модель дальнейшего развития современной торговли. Этот процесс существенно изменит подходы к организации, измерению торговли, например, по показателю физической доступности товаров и услуг, и к управлению издержками – через внедрение цифровых технологий во все бизнес-процессы и этапы создания дополнительной стоимости.
Те немногие компании, которые обладают финансовым ресурсом для внедрения новейших технологий, выиграют конкурентную борьбу и на российском рынке ритейла, и смогут что-либо противопоставить глобальным игрокам. Этот вызов неизбежен, и с ним, по мнению спикера АКОРТ, справятся не все. «По этой причине, – отметил Сергей Беляков, – я жду серьезного изменения ландшафта ритейла в 2019-2020 годах».