Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) в рамках Красноярского экономического форума (КЭФ-2019) выступила организатором сессии «Российский ритейл — госплан XXI века?», посвященной актуальным тенденциям в развитии отрасли.
Одной из ключевых тем сессии, затронутых в ходе дискуссии, стало соотношение государственного регулирования отрасли и вызовов, стоящих перед поставщиками и ритейлерами сегодня. Ведущие эксперты обсудили, какой должна быть роль государства в регулировании отрасли, чтобы законодательные инициативы шли в ногу со временем, отвечали актуальным запросам участников рынка и не стали чрезмерными.
По мнению
генерального директора аналитического агентства INFOLine Ивана Федякова, ситуация в отрасли пока далека от оптимистичной. «По итогам прошлого года прирост оборота розничной торговли составил всего 2,6%. Однако после падения на 15% в 2015–2016 годах речь может идти скорее о восстановлении объема оборота, чем о реальном росте, — отметил он. — Вместе с этим реальные доходы населения продолжают падение уже в течение 5 лет. Растет уровень закредитованности. Объем потребительского кредитования в прошлом году увеличился на 22%, а 20% населения проживает за чертой бедности».
Данные факторы актуализируют дискуссии вокруг поддержания социальной роли отрасли и перехода к умному регулированию. Участники обсуждения согласились, что нельзя совсем отказаться от вмешательства государства: оно задает границы добросовестного поведения, способствует развитию конкуренции. Однако масштаб его вмешательства в регулирование отрасли сегодня остается чрезмерным, в то время как сам бизнес, четко понимающий потребителя, мог бы оказаться более эффективным субъектом планирования.
Президент сети розничных магазинов одежды и аксессуаров «Снежная королева» Вугар Исаев считает, что государство в регулировании отрасли должно сосредоточиться на отдельных направлениях, которым действительно требуется помощь. В первую очередь речь идет о процессах, которые уже были запущены, но не получили должного развития. Например, помощь малому и среднему бизнесу в части доступа к дешевым деньгам; реализация инфраструктурных проектов, нацеленных на решение логистических задач и повышение оборачиваемости товаропроводящей цепи; платформенные решения; развитие программ продовольственной помощи малоимущим и формирование продуктовых рынков нового типа.
Отдельной темой сессии стало обсуждение новых форматов торговли и их развитие. Согласно данным анализа агентства INFOLine, изменилась и сама основа консолидационных процессов на рынке. Если ранее консолидация проходила на фоне материального превосходства, то теперь речь идет о технологическом превосходстве. Этот фактор становится основным, а рост и увеличение доли на рынке демонстрируют именно те компании, которые активно интегрируют в свои стратегии инновационные решения.
Однако, как считает
директор по связям с госорганами компании Alibaba.com (ru) Сергей Лебедев, опасаться отмирания традиционных форматов торговли не стоит. «Очень многие потребители не доверяют информации в интернете. В Китае, например, доверие к интернету гораздо выше. В России этот рынок только зарождается — общий объем сейчас чуть больше триллиона рублей, а проникновение электронной коммерции в ритейл сейчас на уровне 4%. Можно сказать, что люди только начинают привыкать к новым форматам. Они уже активнее пользуются онлайн-платежами и не боятся предоплат на сайтах», — считает он.
На активное развитие интернет-торговли указывает и
директор по связям с госорганами «Яндекс.Маркет» Артем Глущенко: «Общий объем электронной коммерции по сравнению с другими странами небольшой. Однако 20% ежегодного прироста говорят о колоссальном развитии. Мы бы хотели, чтобы законодательные инициативы в этом направлении шли в ногу, а не догоняли, и государство было партнером в развитии новой экосистемы».
Кроме того, как отметил
генеральный директор «МЕТРО Кэш энд Керри» Джери Калмис, возможности интернета могут быть успешно использованы для развития малого и среднего бизнеса, который сегодня находится под большим давлением. «Есть пример небольшого бизнеса — TOP GUN. Они использовали все возможности интернета и сделали в итоге неплохой по рентабельности бизнес. Это очень хороший пример того, как новые форматы могут способствовать развитию маленьких компаний. Что касается госрегулирования, то тут важен дифференцированный подход: когда принимается закон, нужно оценивать его влияние на каждый сегмент, в особенности на малый и средний бизнес», — подытожил он.