Сегодня на очередном ежеквартальном пресс-завтраке Ассоциации компаний розничной торговли председатель Президиума Сергей Беляков рассказал о возможном эффекте от принятия новых поправок в Закон о торговле. В центре дискуссии – будущее отечественного производства, ритейла и потребителей.
Потенциальные потери отечественных производителей и торговых сетей вследствие принятия поправок в Закон о торговле исчисляются миллиардами рублей. Так, по оценкам экспертов, запрет на возврат продовольственной продукции будет стоить ритейлу около 300 миллиардов, а производителям – 100. Речь идет об издержках именно отечественных производителей, поскольку доля их товаров на прилавках супермаркетов сегодня составляет не менее 95% от общего товарооборота.
«Следствием усиления ограничительного тренда в отношении ритейлеров явится не бурное развитие отечественного производства, декларируемое авторами законопроекта, а наоборот – свертывание большей части региональных бизнесов в пользу известного круга крупных федеральных поставщиков», – отметил глава АКОРТ.
Сергей Беляков также подчеркнул, что негативные последствия ожидают не только поставщиков и крупные торговые сети, но и простых потребителей. Среди очевидных минусов предлагаемых поправок он выделил:
- снижение объемов закупок и усложнение логистических процедур. Как следствие – убыточность отечественных производителей и рост их издержек на многочисленные, но небольшие по объему поставки;
- невозможность вывода новых позиций на полки по договоренности с торговыми сетями о тестовом периоде;
- сокращение ассортимента в рамках одной товарной категории, вследствие отказа торговых сетей от работы с несколькими поставщиками одного типа продуктов;
- рост розничных цен вследствие роста издержек торговых сетей и поставщиков.
По мнению АКОРТ, в качестве компромиссного решения вопроса может быть рассмотрено предложение Минсельхоза о введении запрета на возврат продукции с небольшим сроком хранения – не более 5 дней, то есть на товары из категории «фреш». Такая мера позволит сохранить привычный для потребителя ассортимент на прилавках супермаркетов, сдержит рост цен и не приведет к повсеместной замене скоропортящихся продуктов товарами с высоким содержанием консервантов и стабилизаторов.