31 марта - 1 апреля в Москве состоялся I медиа-форум Ассоциации компаний розничной торговли. В форуме приняли участие представители более 30 российских деловых и общественно-политических СМИ. Перед журналистами выступили ведущие профильные чиновники и эксперты рынка: Аркадий Дворкович, заместитель Председателя Правительства России, Андрей Кашеваров, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России, Евгений Рыжов, директор департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции Минпромторга России, Илья Ломакин-Румянцев, председатель Президиума АКОРТ, а также представители KPMG, Сбербанк CIB и холдинга «Ромир».
Участники форума получили детальное представление о направлениях развития потребительского рынка, составе затрат, формирующих розничные цены на продукты питания, а также о текущей повестке государственного регулирования отрасли. Открывая первый день работы форума, исполнительный директор АКОРТ Полина Киселева рассказала участникам медиа-форума о ритейле как о крупнейшей отрасли несырьевого сектора экономики и роли розничных сетей в формировании потребительского рынка.
В первой сессии деловой программы форума, посвященной потребительским настроениям, Наталья Андрияшина, начальник Правового управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рассказала о текущей работе ведомства в области работы с потребительскими жалобами. По словам Натальи Андрияшиной Роспотребнадзор не видит систематического проявления «потребительского экстремизма» в России, однако фиксирует отдельные такие случаи.
В свою очередь Михаил Красноперов, аналитик Сбербанк CIB, поделился данными «индекса Иванова» о текущем состоянии потребительского рынка и отношении потребителей к расходам на продукты питания. Подводя итог первой сессии форума, Михаил Красноперов сделал вывод о том, что торговля является буфером между производителем, который повышает цены, и потребителем, который не может это повышение принять.
Ключевой темой второй сессии деловой программы форума стал состав и стоимость услуг, формирующих розничные цены на продукты питания в торговых сетях. О том, из чего состоит «торговая наценка», участникам форума медиа-форума рассказали Иван Котов, партнер Boston Consulting Group, экономист Андрей Блохин, и Екатерина Рогачева, эксперт KPMG в области аудита потребительских рынков. По данным KPMG, расходы на доставку товара от производителя и его продажу розницу составляют как минимум 32% от розничной цены, при этом чистая прибыль ритейлеров равна лишь 4,6%.
В третьей сессии эксперты и СМИ обсудили государственное регулирование отрасли розничной торговли. Касаясь повестки заседания Правительства России, прошедшего 31 марта, Андрей Кашеваров, заместитель руководителя ФАС России, заявил, что рыночное регулирование приоритетнее административных мер, а вопрос об ограничении работы магазинов крупных ритейлеров неактуален. «Приводились известные примеры из Германии относительно ограничения времени работы сетей, относительно ограничения времени работы, локации и так далее. Но, кажется, это не наш путь», - сказал заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров.
Ключевым спикером второго дня медиа-форума стал заместитель председателя Правительства России Аркадий Дворкович. В своем выступлении он отметил, что нужно поддерживать малые форматы торговли, расширяя их возможности, а не ограничивая крупных игроков. Так вице-премьер России Аркадий Дворкович прокомментировал предложение запретить гипермаркетам работать по воскресеньям, а также в 24-часовом формате. «Я за то, чтобы людям было удобно. Если удобно, чтобы магазин был открыт круглосуточно, надо чтобы был открыт круглосуточно. И регулировать это, мне кажется, не надо. А поддерживать иные (малые) формы торговли лучше иными способами, не ограничивая первые, а расширяя возможности для вторых», - сказал Дворкович.
Также вице-премьер отметил, что ситуация с оборотом розничной торговли стала выправляться, преждевременно. «Пока говорить о том, что ситуация в торговле выправляется, преждевременно», - сказал он.
Отвечая на вопросы СМИ, Аркадий Дворкович рассказал о том, что интернет-торговлю алкоголем могут начать с дистанционных продаж вина. «Я думаю, Госдума не пойдет на то, чтобы открыть сразу торговлю всеми алкогольными напитками. Надо на чем-то попробовать. Наверное, на российском вине или на вине в целом», - сказал он. Вице-премьер отметил, что это позволит оценить, как работают в этом случае правила дистанционной торговли, нет ли каких-либо нюансов, которые могут быть не учтены. Говоря о дистанционной торговле в целом, Аркадий Дворкович отметил, что шаг за шагом можно будет открывать для интернет-торговли новые группы товаров. «Есть табачная продукция, там надо решить, какую систему использовать. Такую же, как по лекарствам, с помощью кодов или ЕГАИС, как по алкогольной продукции. Я думаю, что первый вариант логичнее», - сказал он, отметив, что проблема с табачной продукцией заключается не столько в нелегальном производстве внутри страны, а в наличии контрафактной продукции из-за рубежа. По словам вице-премьера, лекарства можно будет вывести на торговые интернет-площадки после того, как они все будут маркироваться - с 2019 года.
Отвечая на вопросы СМИ, вице-премьер России Аркадий Дворкович рассказал о том, что российский бюджет пока не позволяет запустить программу продовольственной помощи для малообеспеченных граждан в федеральном масштабе, однако такие программы могут начинать регионы. «Система продовольственной помощи, продовольственных карт, чтобы люди могли покупать дешевле отечественные товары, требует денег в бюджете. Их физически нет сейчас, у нас пока бюджет не позволяет начинать такие масштабные новые программы» - рассказал Аркадий Дворкович.
Также во второй день форума перед представителями СМИ выступил Евгений Рыжов, директор департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции Минпромторга России. Он побеседовал с представителями СМИ о перспективах развития технологий в области регулирования розничной торговли и необходимости развития различных форматов розничной торговли.