27 апреля 2019 года подошел к концу очередной Медиафорум АКОРТ. Третье по счету мероприятие собрало на своей площадке более пятидесяти журналистов из более чем двадцати городов России. Шесть сессий форума охватили широкий спектр тем – от госрегулирования торговли до экскурса в историю становления розничной торговли Санкт-Петербурга.
Пленарная сессия «Актуальные тренды рынка и факторы, определяющие его будущее» затронула самые животрепещущие вопросы российского ритейла: сложное положение торговли и потребителя в текущих экономических условиях, недопустимость чрезмерного госрегулирования в торговой отрасли, растущую внутреннюю конкуренцию и конкуренцию с зарубежными высокотехнологичными игроками розничного рынка, развитие малоформатной торговли. В ней приняли участие председатель Президиума АКОРТ Сергей Беляков, директор Департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга Никита Кузнецов, руководитель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгиз Качаев, заместитель руководителя «Роскачества» Александр Беляев, гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, директор по стратегии торговой сети «Лента» Дмитрий Богод. Спикеры «пленарки» отметили в качестве основных трендов развития розницы кастомизацию, сквозную цифровизацию, локализацию и персонификацию.
Вторая часть деловой программы III Медиафорума АКОРТ касалась темы прослеживаемости продукции. Модератор дискуссии директор департамента по реализации общеотраслевых проектов и программ Х5 Retail Group Дмитрий Русаков предложил экспертам и аудитории обсудить как работает система прослеживаемости продовольствия, чем «Меркурий» отличается от маркировки, с какими проблемами столкнулся бизнес, какие плюсы новые системы принесут производителям, продавцам и покупателям. Своими знаниями и практическим опытом по этим вопросам поделились руководитель программы проектов торговой сети «Магнит» Виктория Арефьева и председатель правления компании «Галактика» Игорь Дю.
Свою точку зрения на перспективы синергии государственного и саморегулирования торговли высказали участники третьей панельной дискуссии: председатель Президиума АКОРТ Сергей Беляков, директор Департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга Никита Кузнецов, генеральный директор, «Союзмолока» Артём Белов, председатель Комитета по развитию потребительского рынка (ТПП РФ), председатель Межотраслевого экспертного совета (МЭС), сопредседатель Академии ритейла Александр Борисов. Модерировал дискуссию руководитель направления бизнес-консалтинга Valuement Group Никита Бобров.
В рамках спич-сессии «Экология как новый тренд в потреблении и бизнесе» директор по корпоративным коммуникациям Х5 Retail Group Елена Коннова рассказала о практиках компании по обращению с продовольственными отходами как ценным вторичным материальным ресурсом, а также о внедрении принципов экономики замкнутого цикла. Вопросы бережливого потребления энергоресурсов и конкретные мероприятия в рамках экологической политики в розничной сети «Магнит» осветил руководитель Службы охраны окружающей среды компании Роман Беляков. Не менее интересные доклады о корпоративных практиках заботы об окружающей среде сделали PR-директор Группы «М.Видео-Эльдорадо» Валерия Андреева и руководитель Службы по связям с общественностью и гос. органами торговой сети «Лента» Мария Филиппова. Модерировал сессию Михаил Бабенко – руководитель направления «Зеленая экономика», «Фонд дикой природы» (WWF).
Последней частью в деловой программе форума стала кейс-сессия «Влияние потребителя и ритейла на цифровизацию экономики». Генеральный директор Novardis Александр Низник на правах модератора предложил поговорить о том, как сегодня «оцифровывается» розничный бизнес, какова роль покупателей в этом процессе, почему big data стала двигателем рынка, а омниканальность – нормой. Свою точку зрения по этим темам высказали спикеры сессии: директор направления «Стратегическое развитие» Группы «М.Видео-Эльдорадо» Максим Гусев, директор по цифровому маркетингу торговой сети «Лента» Виталий Панарин и директор по инновациям X5 Retail Group Иван Мельник.
Завершали первый день III Медиафорума АКОРТ в Санкт-Петербурге интереснейший рассказ об истории становления розничной торговли в Северной столице из уст российского историка, петербургского краеведа и журналиста Льва Лурье и публичное интервью с Михаилом Василенко – исполнительным директором «Пятёрочки» в 1999-2004 гг.
Второй день форума АКОРТ был отведен для практического знакомства участников мероприятия с тем, как работает ритейл. Гости форума посетили dark store «Перекресток», где детально разобрались в устройстве доставки товара из онлайн-магазина Perekrestok.ru. Второй точкой практической программы стал магазин «М.Видео». Сотрудники этой торговой сети «провели» участников форума по всему пути покупательского опыта (customer journey), рассказав о способах совершенствования работы с клиентами и секретах, позволяющих делать предложение наилучшего выбора по наилучшим ценам.
Медиафорум АКОРТ – одно из немногих мероприятий, посвященных крупнейшей отрасли несырьевой экономики – торговле. Именно ритейл вносит наибольший вклад в ВВП страны, создает большинство рабочих мест и обеспечивает десятую часть всех налоговых поступлений.
Организационные партнеры форума: X5 Retail Group, торговая сеть «Магнит», торговая сеть «Лента», группа «М.Видео-Эльдорадо»