Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) выступила организатором шести тематических отраслевых дискуссий в рамках Недели Российского Ритейла 2017 (НРР), эксперты компаний – членов АКОРТ приняли участие в ключевых мероприятиях форума.
Одним из главных пунктов повестки дня НРР, так или иначе затронутым в ходе большинства обсуждений, стала тема дальнейшего пути развития потребительского рынка России, в том числе инициативы государственных регуляторов, саморегулирование отрасли, применение новейших технологий и систем учета.
По мнению министра промышленности и торговли России
Дениса Мантурова сегодня принято сравнивать текущее состояние отраслей с тем, что было в советский период.
«В части торговли и общепита можно уверенно говорить, что они сейчас выглядят несоизмеримо лучше. Рецепт успеха – это разбюрокрачивание, либерализация торговли и максимальное высвобождение частной инициативы. Чтобы не растерять достижения, накопленные за четверть века, сегодня мы последовательно отстаиваем эти завоевания, отбивая попытки усилить административное давление на отрасль, дополнительно регулировать ее, закручивать таким образом гайки. Тем более, что потенциал роста российской торговли далеко не исчерпан», – заключил министр.
«Самый главный вопрос, на который нужно ответить: кто будет определять развитие продовольственного рынка? На наш взгляд, ответив на этот вопрос, мы сможем понять, как будет развиваться торговля, - отметил председатель
Президиума АКОРТ Илья Ломакин - Румянцев.
- Именно потребитель в будущем определит, какие магазины и какие форматы будут существовать. Выиграет то, кто сможет удовлетворить запросы потребителя. Босс – это потребитель, именно с его точки зрения нужно внедрять различные государственные решения».
Продолжили тему участники дискуссии
«Государственное регулирование торговой деятельности и механизмы саморегулирования. Поиск баланса для развития отрасли». Заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов, заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров, глава представительства Алексей Григорьев «МЕТРО АГ» России, генеральный директор «АШАН Ритейл Россия» Олег Альхамов, председатель Межотраслевого экспертного совета (МЭС) Александр Борисов, омбудсмен по вопросам торговой деятельности Андрей Даниленко, президент Российской гильдией пекарей и кондитеров (РОСПиК) Юрий Кацнельсон, генеральный директор «ПепсиКо» Сильвиу Попович, член Координационного совета Союза независимых сетей России Ринат Сулейманов, председатель Союза потребителей России Петр Шелищ, обсудили первые итоги реализации нового «Закона о торговле», роль государства и вопросы саморегулирования на потребительском рынке.
Так,
Виктор Евтухов в своем выступлении отметил:
«Череде поправок к российскому закону о торговле после его резкого ужесточения годичной давности нужно положить конец. Случаев неисполнения закона, нарушений каких-то его норм становится все меньше и меньше. Это не может не радовать. Поэтому мы, конечно, категорически выступаем против внесения каких-то очередных изменений в законодательство о торговле. Надо дать возможность участникам рынка приспособиться к новым условиям».
Тема «Закона о торговле» обсуждалась не только торговыми сетями. Так, в рамках Недели российского ритейла была проведена сессия «Ситуация на рынке продовольствия: Взгляд поставщика», на которой представителями законодателей была озвучена идея дальнейшего ужесточения регулирования отрасли. Однако данные предложения не нашли поддержки среди производителей – они высказались за необходимость сохранения долгосрочной стабильности законодательства.
«Нормотворческая деятельность должна быть своевременной. Иначе бизнес-структуры направляют все свои усилия на адаптацию к новому законодательству, как это произошло с поправками к «Закону о торговли». Необходимо понимать, что любые подобные изменения затрагивают интересы не только сетей, но и производителей, - рассказал заместитель коммерческого директора по управлению сетевыми продажами агропромышленного комплекса «Талина»
Александр Кузнецов. –
Сегодня сетевой ритейл играет важную роль в развитии экономики, создании всероссийской товаропроводящей сети, способствует развитию компаний-производителей продукции», - добавил
Кузнецов.
Подводя первые итоги вступления в силу обновленного законодательства исполнительный директор «Руспродсоюза»
Дмитрий Востриков сообщил, что как и прогнозировала ассоциация, в результате вступления в силу новой редакции закона «О торговле» радикальных изменений на рынке не произошло. Кроме того, на этом фоне возникли предложения по дальнейшему нормативному регулированию рынка: ограничению наценок 30%, ограничению работы сетей по времени, запрету штрафов и обратного выкупа продукции и т.д.
«Ассоциация всегда выступала за развитие саморегулирования на потребительском рынке и в настоящее время не поддерживает внесение новых изменений в закон «О торговле». На наш взгляд вместо введения новых законодательных ограничений в отношении сетевой торговли, нужно эффективнее развивать альтернативные каналы продаж продукции, а также добиваться безусловного исполнения всеми участниками рынка Кодекса добросовестных практик и решений Комиссии по соблюдению Кодекса», - заключил
Востриков.
В свою очередь
Алексей Григорьев, глава Представительства «
МЕТРО АГ» в России, от лица ритейла высказал позицию относительно будущего торговли:
«Состоявшееся обсуждение «Закона о торговле» ключевыми игроками потребительского рынка еще раз четко продемонстрировало, что не государственное регулирование, а именно саморегулирование является приоритетной, необходимой и наиболее адекватной формой взаимодействия в текущей экономической ситуации. Именно формирование новой культуру партнерского взаимодействия участников рынка будет способствовать обеспечению более высокого качества обслуживания потребителей. В этом отношении важную роль играет диалог как между отраслевыми объединениями участников рынка, — например, между АКОРТ и союзами товаропроизводителей и поставщиков, так и непосредственное общение компаний между собой. Что же касается обсуждаемых в настоящее время новых законодательных инициатив, то уже ясно: принятые в прошлом году поправки «Закона о торговле» потребовали значительного времени для адаптации рынка и этот процесс все еще не завершен. Новые правила не могут устраивать ни торговлю, ни поставщиков. Идти в этой ситуации на очередные изменения правового регулирования рынка было бы чревато его дальнейшей дестабилизацией».
Председатель правления Национального союза производителей молока и омбудсмен по вопросам торговой деятельности
Андрей Даниленко предлагает и вовсе на время оставить попытки внесения изменений в «Закон о торговле» и объявить мораторий на какие-либо поправки, чтобы дать предпринимателям спокойно работать.
«Нет ничего хуже постоянных изменений правил игры. Это дополнительное бумаготворчество, бюрократия, издержки на юристов», - уверен омбудсмен.
Особое внимание АКОРТ было уделено теме обеспечения доступности услуг в торговой отрасли в рамках круглого стола
«Безбарьерная среда: форма или содержание». В мероприятии приняли участие представители органов исполнительной власти, торговых сетей, банковских структур, профильных объединений, общественных организаций, в том числе заместитель министра промышленности и торговли России
Гульназ Кадырова, председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания России по социальной политике Валерий Рязанский, председатель Всероссийского движения «Матери России» Валентина Петренко, министр потребительского рынка услуг Московской области Владимир Посаженников и другие.
«Необходимо найти простые и конкретные решения, которые обеспечат инвалидам и другим маломобильным гражданам возможность в удобной форме получать доступ к объектам и услугам сферы торговли, - отметила
Гульназ Кадырова. -
Мы видим свою задачу в консолидации усилий с ассоциациями торговли и крупными розничными сетями, с производителями технических средств реабилитации и ассистивных технологий для выработки единого видения и подходов по созданию безбарьерной среды и нормативного регулирования политики в данной области».
Для реализации требований законодательства Минпромторгом России во взаимодействии с представителями отраслевых ассоциаций и организаций торговли сформулирован детальный план мероприятий по повышению доступности объектов. Аналогичные «дорожные карты» приняты на уровне регионов.
Валентина Петренко обратила внимание на важность создания условий для комфортного посещения объектов торговли не только инвалидами, пожилыми людьми, но и родителями с детьми.
В экспертной дискуссии
«Меркурий. Прослеживаемость ветеринарной продукции: высокое разрешение?!» принял участие заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Николай Власов, а также представители отраслевых союзов и торговых сетей, которые отметили разную степень готовности к внедрению электронной ветеринарной сертификации (ЭВС) с 1 января 2018 года.
По мнению исполнительного директора Национального союза производителей молока
Артема Белова молочная отрасль одна из самых сложных отраслей для внедрения ЭВС, потому что здесь есть две отрасли – сфера производства сырого молока и сфера производства готовой молочной продукции.
«В долгосрочной перспективе можно говорить о том, что система правильная, но отрасль не готова к переходу: в большинстве хозяйств просто нет доступа к интернету. Необходим понятный и долгосрочный план внедрения системы», - сообщил
Белов.
«Как любой большой проект, внедрение любой системы имеет сторонников и противников. Чтобы не говорили противники, но многие аргументы, которые я услышал, смешные. Степень готовности очень различается по отраслям и по субъектам РФ, к сожалению», - резюмировал
Николай Власов.
Руководитель проектов по обеспечению пищевой безопасности «МЕТРО»
Алексей Коваленок, отметил, что если говорить о затратах на внедрение ЭВС, то цифры Николая Власова очень оптимистичные.
«У нас они как минимум в 10 раз больше. Но в будущем в процессе использования экономия на оформлении перебьют затраты на внедрение», - добавил эксперт.
Итоги внедрения системы государственного контроля оборота алкоголя ЕГАИС в опте и рознице обсудили участники тематической дискуссии
«Инструменты государственного и рыночного контроля оборота алкогольной продукции: цели, развитие, результаты и перспективы». Своим опытом поделились начальник управления автоматизированных информационных систем Росалкогольрегулирования России Антон Гущанский, директор Московского филиала ФГУП «ЦентрИнформ» Владимир Гапоненко, представители торговых сетей и виноторговых компаний.
Большинство компаний - членов АКОРТ участвовали в эксперименте по внедрению системы ЕГАИС, проводимом с 2012 года. Благодаря поэтапному порядку подключения, большинство возникавших в ходе тестирования проблем решены, в том числе, благодаря системному взаимодействию с Росалкогольрегулированием в рамках рабочей группы при Экспертном совете Росалкогольрегулирования и оперативным совещаниям с участием разработчиков и служб эксплуатации. Компании - члены АКОРТ надеются, что затраты на внедрение системы ЕГАИС окажутся оправданными и вся эта работа позволит существенно «обелить» российский рынок алкогольной продукции.
Изменение процессов в интернет – торговле, развитие скорости и достоверности статистических данных, нормативно правовая база в условиях цифровой экономики и другие вопросы цифровой трансформации бизнеса в связи с принятием ФЗ - 54 были рассмотрены в рамкам круглого стола
«Закон о контрольно - кассовой технике – проблематика внедрения и перспективы больших данных». В обсуждении приняли участие начальник Управления оперативного контроля ФНС России Андрей Бударин, директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития России Максим Паршин, заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики России Марина Сабельникова, президент холдинга «Ромир» Андрей Милехин, вице - президент Центра стратегических разработок Мария Шклярук, а также представители компаний - членов АКОРТ. Предполагается, что переход на новую ККТ должен снизить административную нагрузку на налогоплательщиков за счет упрощения предоставления государственной услуги по её регистрации, способствовать снижению издержек налогоплательщиков, связанных с использованием ККТ, сократить теневой оборот наличности и, как следствие, увеличить налоговые поступления в бюджет.
В заключительный день деловой программы АКОРТ провела свое регулярное мероприятие
«Открытый диалог с поставщиками». Ставшие уже традиционными встречи представителей поставщиков и торговых сетей, направлены на обмен опытом, выстраивание взаимовыгодного и долгосрочного сотрудничества. В ходе диалога эксперты компаний «Дикси», «Магнит», «МЕТРО», «X5 Retail Group» и других членов АКОРТ рассказали о том, как строится работа торговой сети с поставщиками, поделились информацией об ассортиментной политике, необходимых стандартах безопасности и качества, особенностях категорийного менеджмента, системе логистики и поставок, требованиях к производству собственных торговых марок и другом. По мнению участников встречи, одна из наиболее важных и серьезных задач сегодня - понять, как правильно выстроить диалог между производителями и торговыми компаниями, чтобы те конфликты, которые иногда возникают, решались быстро и продуктивно и, самое главное, на благо потребителей.