11 июня 2019
Новости ассоциации

АКОРТ обсудила перспективы цифровизации ритейла в России

АКОРТ выступила организатором сессии «Цифровизация ритейла: технологии и лидерство» в рамках Петербургского международного экономического форума. Ключевой темой обсуждения стало будущее офлайн торговли и перспективы цифровизации отрасли.

По словам Председателя президиума АКОРТ Сергея Белякова в современном ритейле наблюдается несколько четких тенденций, обуславливающих его дальнейшее развитие. В их числе – цифровизация и персонализация работы с покупателем, интернет-доставка, развитие систем бесконтактной оплаты. Все они направлены на сокращение дистанции между продавцом и покупателем, удовлетворение  ключевых желаний потребителя на получение детальной информации о товаре, помощи в его подборе, персонализацию специальных предложений и активное использование онлайн и бесконтактных технологий. При этом доля онлайн-продаж от общего объема товарооборота в России пока остается достаточно небольшой. По данным PwC, только 35% покупателей продовольственных товаров ежедневно совершает покупки онлайн.

«Пока доля онлайн невелика. Она будет расти опережающими темпами. По нашим прогнозам, к 2025 году рынок увеличится минимум в два раза. Но здесь прогнозировать достаточно сложно, потому что настолько быстро развиваются технологии, что этот рынок может быть в принципе и больше. При этом наблюдаем очень сильный тренд по популярности готовой еды. Этот тренд наблюдается не только на западных рынках. Доля общественного питания за последние годы в США выросла от 4% до 49%, в Китае от 14% до 22%, в Европе сегодня это 30%. Безусловно, одним из драйверов развития рынка еды являются технологии. Нашими конкурентами здесь становятся цифровые компании, которые делают это очень быстро», - считает главный исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман.

Несмотря на быстрорастущие объемы онлайн-рынка, покупатели не торопятся отказываться от походов в магазин офлайн. Как показывало недавнее исследование ВЦИОМ, большинство россиян воспринимают поход в магазин как форму проведения досуга.

«Что хорошего дает онлайн? Это огромный ассортимент и знание истории покупок. Это персонализация: можно знать покупателя во всех деталях транзакции, можно рекомендовать. У физических магазинов – это близость к покупателю. Около 80% жителей страны находят в радиусе 500 метров от магазинов и близость крайне важна. Не думаю, что такой формат прекратит существование. Онлайн позволяет предоставить самый широкий ассортимент и собрать информацию о покупателе, а физический магазин позволяет предложить самый популярный ассортимент здесь и сейчас», - прокомментировал генеральный директор Ozon Group Александр Шульгин.

Большинство компаний тем не менее стараются сочетать традиционные форматы с новыми технологичными подходами, предоставляя тем самым покупателю максимальную свободу выбора.

«Стратегия у нас следующая: мы создаем цифровой интерфейс, который работает круглосуточно и при всем уважении к онлайн-магазинам, мы не делаем на это основную ставку. Мы хотим делиться знаниями, а не просто каким-то продуктом, и не переводим их в цифру. Мы делаем это в комбинации с следующим фактором, мы стараемся как-то гармонизировать заказ, который получаем в Интернете, пытаемся оптимизировать логистику для снижения расходов и третье – мы стараемся работать в центре города, а не только в пригородах. Где-то через 5 лет произойдут глобальные изменения и у нас есть срок, в который мы должны успеть перейти в цифру. 80% наших клиентов сначала знакомятся с мобильной версией сайта, прежде чем приходят к нам», - поделился стратегией развития IKEA Group президент и главный исполнительный директор Йеспер Бродин.   

По мнению президента ПАО «Магнит» Яна Дюннинга, цифровизация ритейла позволяет улучшить процессы, позволяет выходить на более высокий уровень обслуживания клиентов и сервиса. «Все мы ищем лучшие возможности для понимания потребностей клиентов и это очень важно. Это важно и для ритейлеров, работающих в сегменте офлайн, это то, к чему мы относимся очень серьезно. Я в этом плане реалист и я могу сказать, что ритейл также обладает физическим аспектом. Вы же не можете в цифровом формате потреблять продукты. Надо помнить, как производится продукт, где, каким образом мы можем доставить этот продукт эффективно нашим клиентам. И не важно, обеспечиваете ли вы коммуникацию в цифровом онлайн-сегменте или как-то еще, но продукт нужно доставить. И здесь нет разделений. Я не хочу, чтобы здесь четко разделялись тот или иной формат. В любом случае происходит слияние, конвергенция. То есть у онлайн-игроков появляется потребность сотрудничать с офлайн форматом», - подытожил он.
 
 

ЧЛЕНЫ АКОРТ

 
© АКОРТ (2001-2024)
Любые материалы, опубликованные на портале acort.ru, не могут быть воспроизведены или распространены полностью или в какой-либо части без прямой гиперссылки на acort.ru.